ГОСА Протека 2018

21.06.2018, 12:42

Константин и Андрей Кудрицкие поделились классным репортажем с ГОСА Протека:

Начало было в 10-00. На ГОСА поехали вдвоем с братом, впервые в нашей инвестиционной жизни. В целом, совсем не пожалели.

По совету Сергея Попова подошли за полчаса до начала, успели попить чай с пирожками.

Тут уже были «московские гастролёры ГОСА»(Усач и Ко), хапая бутерброды по n-штук в руки, громко обсуждая, на какие ГОСА они еще планируют ехать.

ГОСА началось ровно в 10, «как в аптеке», собственно аптеки и были основной темой. Участников было около 20 человек. Была иностранная делегация, (для них отдельно организация предоставила переводчика) по всей видимости, от GedeonRichter.

Кворум составил около 94% голосов.

Вступительные слова сказал председатель СД – Якунин Вадим Сергеевич, далее весь доклад по всей повестке дня делал президент Протека – Музяев Вадим Геннадиевич.

Новой информации из доклада особо не почерпнуть было, все уже было просмотрено ранее в презентации http://www.protek-group.ru/upload/iblock/c4d/FY_2017_Protek-Group-Finance-Results.pdf.

Общий посыл от менеджмента был пессимистичный: выручка растет, но остальные показатели падают (EBITDA, прибыль, рентабельность). На фарм рынке наступило время очищения от слабых игроков и консолидации.

В совет директоров безальтернативно переизбрали тех же людей. Удивительно, но независимый член СД, Гуз Сергей Анатольевич, набрал даже больше голосов, чем Якунин.

Тезисно по сегментам бизнеса (розница, дистрибуция, производство) вместе с информацией от менеджмента по личным беседам и вопросам информация следующая:

Розничный сегмент:

  1. Три сегмента аптек: «Ригла» 20% магазинов (маржа 20-25%), «Будь здоров» 65% магазинов (средний сегмент, маржа 10-15%,) и «Живика» 15% магазинов (дискаунтер - почти по себестоимости). Топ-1 аптечная сеть в России – «Ригла» с 5% долей рынка.
  2. Компания активно в 2017 году скупала местные аптечные сети. Выборочно для особо рентабельных мест с большим оборотом выкупают недвижимость. В личной беседе уточнили, что собственных площадей в рознице у компании 15%, в последующих годах тенденция по наращиванию розницы останется.
  3. Ждут сдувания пузыря в аптечном бизнесе (рынок перенасыщен), т.к. большинство аптек убыточны (владельцы бизнесов финансово и экономически безграмотны.). Долго это продолжаться не может. Возможно регулирование со стороны государства к аптечным сетям по страхованию/обеспечению. В связи с этим, в ближайшее время прибыли расти особо не за счет чего. После “кризиса” готовы занимать открывшиеся позиции, тогда и рост показателей появится.
  4. На рынке уже началось очищение и консолидация. В подтверждение необходимости очищения были приведены занимательные цифры статистики: в России сейчас на 1 аптеку приходится 2,5 тысячи человек, в США – 4,5 тыс, в Германии – 5 тыс. В целом в упаковках падение спроса по сравнению с 2016 в России составило 2%, хотя в выручке рост – за счет подорожания лекарств.
  5. Принятие поправок о продаже безрецептурных лекарств в магазинах - не верят, т.к у правительства помимо этого полно забот на ближайшие годы (пенсионная реформа и т.д.). Со слов Якунина, лоббировал эту тему Шувалов, сейчас он сами знаете где. Основное кроется в нюансах: в США и Европе (где лекарства продаются в продовольственных магазинах) соотношение рецептурных/безрецептурных составляет 90/10, в отличии от России, где это соотношение - 50/50, основное что продают это витамины, бады. С учетом маленькой маржи на продажу лекарства большого смысла в этих поправках для продовольственного ритейла сейчас нет (всплывет куча других проблем).
  6. Развивают e-commerce. Пока доля выручки(заказов) 1%. Есть свои сайты по всем аптекам. Но есть уже регионы/аптеки, где это соотношение достигает 6-8%(Екатеринбург). Направление перспективное, но есть много вопросов (например, доставка курьером лекарств законодательно запрещена, лекарства должны передаваться покупателю фармацевтом – исключение контрафакта). Есть СП с Яндексом, но не очень верят, т.к. клиенты не готовы покупать лекарства так же, как продукты (сайт самой аптечной сети- гарантия качества). В приход того же Яндекса как конкурента (аля как амазон с игрушками, батарейками и т.д.) пока не верят, т.к. для перевозки и хранения нужны спец. средства и спец. условия – как итог большие затраты на это, а маржа небольшая и регулируется.

Сегмент дистрибуции:

  1. Маржа чистой прибыли 1-2%, больше ждать не стоит, но и падение дальнейшего не ожидают. В Европе и США для некоторых компаний маржа достигает вообще смешные 0,1%. Пока топ-1 дистрибьютор в России с долей рынка 18,5%.
  2. Рынок стагнирует. Как уже было написано, вразрез росту выручки по рынку РФ на 4-6%, по упаковкам даже падение на 2%. Перспектив роста пока не ожидается. Народ бедный, экономит на всем. Перспективы зависят от роста нашей экономики.
  3. В 2017 компания вводила новые складские площади. Почему-то все новое было за Уралом (Новосибирск, Красноярск и др.)
  4. Компания нацелена на борьбу с дебиторской задолженностью. Большое внимание уделяют при выборе розничных партнеров для поставок. Очень много аптечных сетей убыточных, не способных выполнить свои обязательства. Как следствие предъявляют строгие критерии при выборе (наличие кредитных линий, гарантий банков, страховки и т.д.). В связи с чем в 2018 возможно прекращение роста выручки.
  5. По покупке Магнитом своего дистрибьютора «СИА ГРУПП» (был задан вопрос) рисков для себя не видят, т.к. пока задача у СИА - обеспечение существующей сети аптек лекарствами, не говоря уже про точки в Магните. Логистика и склады Магнита не подходят для лекарств. Существует 8 категорий условий хранения лекарств и соответствующее оборудование. Бизнес непростой и низко маржинальный, регулируемый. Предложили магниту справиться с проблемами в основном бизнесе сначала. Персонал требует профильного образования, а такие сотрудники намного дороже обычных продавцов. Плюс рынок аптек и так перенасыщен. Привели пример с Амазоном, когда тот объявил о намерениях продаж лекарств, а через полгода отказался ввиду больших затрат.

Сегмент производства:

  1. Основной вопрос был естественно по новому заводу (новому для Протека) в Липецкой области - Рафарма. Здесь, на самом деле, с нас сняли розовые очки. Завод купили практически остановленный, без портфеля лекарств, но с хорошим оборудованием. Персонал набирали заново (т.е. завод в прямом смысле не работал). Сейчас на заводе восстановлено производство низкомаржинальных российских антибиотиков (60р за упаковку), расходы не покрывает. (хотя бы уже работает). Сейчас основная задача - собрать портфель лекарств для производства. Планируют производство лекарственных средств для больных онкологией - высокостоимостная и высокомаржинальная продукция. Планы по безубыточности Рафармы - 2019г. Дальше только рост в плюс. Основные капексы по восстановлению работы завода проведены.
  2. Что Сотекс, что Рафарма производят только дженерики (как и большинство конкурентов в России). Основная задача - быть в первой волне после открытия патента, т.к. там основные “сливки” по наценке. Поэтому впереди тот, у кого хорошие спецы и оборудование. Удивили и оценкой продолжительности ввода дженерика – около 3 лет. Отсюда дополнительные риски по прибыли/выручке.

В целом по компании:

  1. Основные капексы выполнены: это покупка Рафармы. В ближайшее время подобных вложений не предвидится. Только поддержка текущего производства.
  2. На кредитные деньги смотрят очень консервативно. Занимать не хотят. Работают на свои.
  3. Рисков санкций не видят, т.к. лекарства закроют в последнюю очередь, т.к. это “дурость”.
  4. По дивидендам: FCF будут тратить в разрезе 3 направлений: Инвестиции (здесь роста не предвидится, только поддержка текущих мощностей), Резервный фонд (для нормальной работы в сложные времена, а они, по всей видимости, как раз впереди), дивиденды (все, что остается).
  5. Див. политику уточнять не планируют.
  6. По делистингу/увеличению free float: никаких манипуляций на рынке не проводят, все устраивает. Ликвидность повышать не планируют.
  7. По стоимости акций (от Якунина): на цену акций сейчас все равно, главное обеспечить стабильную работу и задел на ближайшие 2-3 года, дальше будет проще.

Итог:

  1. Менеджмент и члены СД открыты к общению, можно было задать очень много вопросов.
  2. Компетентность менеджмента не вызвала вопросов. Знают очень много не только про российский рынок фармы, но и про западный. Вплоть до котировок акций соответствующих компаний на фондовом рынке и их динамику.
  3. На такие ГОСА ходить обязательно.
  4. Первый раз вышел не комом.