Tesla отчет за 2017

01.03.2018, 17:21

Мы хотим более активно развивать одно из направлений инвестирование - поиск компаний роста .

Будет специальный раздел, где мы будем рассматривать те немногие российские компании которые растут очень быстро в размере.

Рассмотрим в качестве иллюстрации и практического примера компании роста одну из самых ярких американских историй - компанию TESLA Inc. Это супер проект харизматичного бизнесмена и изобретателя Илона Маска, знаменитого на весь мир запуском ракет SpaceX, идеями и разработками по созданию высокоскоростного транспорта HyperLoop, разработками в области искусственного интеллекта, планами по освоению Марса и космическому туризму. Маск безусловно впишет свое имя в историю, его сравнивают со Стивом Джобсом и Тони Старком из Железного Человека.

Заглянем немного в историю компании. Идея создания спортивного электрокара принадлежит не Илону Маску, а Мартину Эберхарду, он стал основателем Tesla Motors в 2003 году. Илон Маск заинтересовался данным направлением, стал одним из основных инвесторов компании, ее идейным вдохновителем и возглавил совет директоров в 2004 году.

Свой первый электромобиль компания представила в 2006 году - Tesla Roadster, стоимостью 110 тыс $ и разгоном до 100 км/ч за 4 секунды.

Сейчас компания продает три модели - хэтчбек класса люкс Model S, ставший лидером продаж , “крылатый” кроссовер Model X и новый седан Model 3, призванный стать первым массовым бюджетным электромобилем. Также компания в 2017 выпустила первый электрогрузовик Tesla Semi.

Для своих автомобилей Tesla построила огромный завод по производству аккумуляторных батарей - Gigafactory в штате Невада. Для заправки автомобилей была построена сеть электрозаправочных станций Supercharger.

Надо отметить, что помимо выпуска электрокаров, компания Tesla также владеет Solar City. Это еще один проект Илона Маска в сфере солнечных энергосистем, производят и устанавливают солнечные батареи. Компания была убыточна и в 2004 году Tesla выкупила ее.

Tesla активно использует различные федеральные и государственные субсидии. Например, в 2009 году компания была профинансирована Министерством энергетики США на сумму 465 млн $, также Tesla освобождена от уплаты ряда налогов до 2024 года благодаря строительству завода в Неваде, эта сумма оценивается в 1,3 млрд $. Т.е. компания финансируется и за счет налогоплательщиков США, которые ждут не дождутся появления доступного, экологичного и стильного электромобиля. Пока минимальная цена на новую базовую Model S 100 000 долларов, Model X еще дороже, цена на Model 3 стартует от 35 000$, но купить его практически невозможно, предзаказы не ранее чем на конец 2018 по офиц.данным.

Посмотрим на динамику продаж. Такие диаграммы мы обожаем.

Компания большие деньги вкладывает в разработку и развитие инфраструктуры для проиводимых авто, ставит амбициозные цели в производстве, но по факту сильно не успевает за заказами и спросом на авто. Презентаиция Tesla Model 3 состоялась в марте 2016 года. Уже к июлю 2017 общий объем заказов с предоплатой составил около 500 000! Продажи же начались только в 3 квартале 2017, т.к. компания не смогла получить достаточно аккумуляторов.

Посмотрим на финансовые отчеты.

Фантастический рост выручки! По итогам 2017 заработали 8,5 млрд $.

Чего не скажешь о чистой прибыли, было всего 2 квартала в истории, когда компании удалось эту прибыль получить 1 кв.2013 и 3 кв.2016.

Чистый убыток растет , по итогу 2017 составил… почти 2 млрд $.

EBITDA в отрицательной зоне.

Tesla спасается увеличивая долги.

Маск запустил в космос не только SpaceX, но и мультипликаторы Tesla:

долг/EBITDA = 1 737

EV/EBITDA = 16 831

Что же с акциями?

В 2010 году состоялось IPO, в ходе которого привлекли 226 млн.$

Акции торгуются на NASDAQ (тикер TSLA). Цены невероятно выросли, и несмотря на финансовое положение компании, акционеры верят в нее.

Для сравнения приведем капитализации Ford и General Motors:

Это удивительно, ведь по итогам 2017, Ford продал 6,87 млн авто , а General Motors 6,25 млн . Tesla суммарно чуть больше 103 тысяч .

Руководство ставит амбициозные планы на 2018 год, во втором квартале планируют удвоить производство флагманской модели, сократить операционные расходы, делают ставку на утроение продаж в сегменте солнечных батарей.

Tesla стала первопроходцем на рынке электромобилей класса премиум, но новые технологии внедряются и конкурентами, более опытными игроками автомобильного рынка.

Удастся ли компании выиграть в конкуренции с автогигантами, решить производственные задачи и нарастить выпуск, а также решить вопрос с браком и наконец то начать получать прибыль и сокращать долг остается открытым. Нам это не интересно. И конечно же нет никакого мнения по акциям Tesla, хоть и попахивает пузырем.

Интересно и очень то, что инвесторы готовы были платить за рост и за потенциал расширения бизнеса!!!

Таким образом, поиск подобных компаний несомненно является суперинтересным направлением.