Точка отсчета

Рынок как матрешка: долгосрочные тренды распадаются на среднесрочные, среднесрочные на краткосрочные и т.д. Все мы рано или поздно задаемся вопросом, где на рынке точка отсчета? Откуда начинается тренд и где он вероятнее всего закончится? Станет ли текущий импульс продолжением волны старшего порядка (таймфрейма), либо началом нового тренда? Чтобы ответить на все эти вопросы, будем исходить из фактов:

Любой рынок двигают (и уж тем более разворачивают) большие деньги. Факт, который имеет место быть на торговых площадках и игнорировать его мы просто не можем.

Большие (умные) деньги на рынке появляются с приходом крупных институциональных игроков (операторов рынка).

Объем влияет на цену. То есть цена — производная от объема, но не наоборот.

Это три основных элемента, которые дают нам ответы на вышеперечисленные вопросы. Ответ очевиден: точка отсчета появляется в тот момент, когда на рынок выходит крупный оператор. А объемы покажут нам ключевые уровни, формирующиеся в результате его манипуляций.


Теперь разберемся с понятием маркетмейкер:

Маркетмейкер в классическом понимании термина — дилер, который по особому соглашению с биржей поддерживает и регулирует цены на те или иные ценные бумаги. Например, на внебиржевом рынке Форекс главная функция маркетмейкеров, — дать котировку на покупку и продажу: они выкупают деньги на себя и потом продают их другому клиенту или банку (таким образом, торгуют за свой счет и от своего лица), зарабатывая на арбитраже, спреде и возможно комиссии (если она существует). Поддерживают ликвидность. Естественно, дело этим не ограничивается: они привлекают депозиты, размещают кредиты, выпускают свои облигации, вкладывают деньги в чужие бонды и т.д. и т.п. И для этого всего проводят конверсионные операции.

В нижеописанной теории понятие маркетмейкер используется в нарицательном значении: то есть это крупный игрок — институциональный инвестор, который контролирует тот или иной рынок. «Создает» рынок, если угодно. Крупные операторы всегда на шаг впереди толпы в плане информированности, знают основных участников на рынке, отслеживают их действия и в той или иной степени манипулируют ими. Под маркетмейкерами подразумеваются Центробанки, банки-участники КЦ, крупные фонды, хедж-фонды, транснациональные корпорации (ТНК), которые конвертируют огромные объемы валюты, и, так или иначе, их позиции влияют на рынок. Но при этом они не всегда являются дилерами, которые дают котировку и сводят контрагентов.


На институциональных, или профессиональных инвесторов, многие из которых управляют портфелями стоимостью в 10-ки миллиардов долларов, приходится 75% всей деятельности на
рынке. В большинстве случаев именно их действия имеют значения. Поэтому, будет неплохо узнать, что они чувствуют, чем обеспокоены или чего ожидают. Естественно, нам с вами об этом никто не расскажет. Причина заключается в том, как должны вести работу крупные учреждения. Если другие узнают, что профессионалы, которые по настоящему определяют направление движения, покупают или продают рынок, то остальные трейдеры тоже станут действовать в одном направлении с ними. Цены начнут скользить вверх/вниз гораздо быстрее. И фонды, которые не успеют осуществить операцию – будут вынуждены соглашаться на более худшие цены исполнения сделок. А это невыгодно. Частный трейдер может выйти на рынок и получить исполнение своего ордера мгновенно. Но совсем другое дело, когда появляется институциональный игрок, имеющий в своем управлении миллионы, сотни миллионов и особенно миллиарды долларов.

Скажем, фонд управляет активом в 30 млрд. $ и хочет приобрести позицию по евро размером 2% от актива. Это означает, что ему нужно будет купить валюту на 600 млн. долларов. Средняя банковская позиция на сделке 5-10 млн. Таким образом, фонду необходимо провести минимум 120-60 сделок, чтобы реализовать весь объем. Более вероятно, что он будет покупать с перерывами, позволяя цене немножко опуститься, а затем возобновлять покупку. Этот процесс может растянуться на период от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от коньюнктуры рынка и масштаба операции. Постепенное накопление объема в этом и других подобных фондах подталкивает цену наверх. Вот почему важно научиться видеть в рынке профессиональную покупку/продажу. По большому счету, для нас не имеет значения, КТО ИМЕННО «программирует» и управляет рынком: КЦ, ЦБ, хедж-фонд или все вместе сразу. Нам важно отследить сам ПРОЦЕСС «программирования» и использовать его для получения профита. Как говорится — чтобы начать ездить, не обязательно разбираться в устройстве двигателя, достаточно выучить правила дорожного движения и научиться грамотно управлять автомобилем

Теперь рассмотрим процесс рыночного движения с точки зрения логики крупных игроков. Так рынки двигают, будь то форекс, рынок фьючерсов, рынок акций либо какой другой. Естественно, на каждой торговой площадке существуют свои ньюансы и различия. Скажем так — различия по форме, суть же остается одна. Заключается она в следующей схеме:

Причина – экономические либо геополитические факторы. Причина всегда глобальна. Практически всегда является инсайдерской информацией и до определенного момента не
доступна широкой публике. Как правило, причину объявят постфактум, когда основные ходы уже сделаны.

Вливание объема влияет на цену. На графике мы можем отследить время и место, где крупный оператор начинает свою игру. Нам важно зайти в рынок до завершения исполнения заказа. Мы не можем узнать геополитическую причину, которая впоследствии повлияет на рынок, но можем отследить крупного оператора на стадии исполнения заказа и накачивания рынка объемами.