23.11.2009, 13:28
http://fincake.ru/d/magazines/82/articles/2120
Марламов Элвис, Журнал D` (Д-штрих) №22 (82), 23 ноября 2009 года
Компания Altimo, успешно объединив «Вымпелком» с украинскими операторами, приступила к наращиванию капитализации «Мегафона». Скоро его акции появятся на бирже
Последние несколько месяцев стали рекордными по количеству крупных сделок по слиянию и поглощению (M&A) в российском телекоммуникационном секторе. Меняется конфигурация отрасли, при этом крупные игроки предпринимают неординарные шаги, а иногда копируют действия конкурентов. Цель же у всех одна: удержать долю рынка. Главная тенденция сейчас — конвергенция мобильной, фиксированной и дальней связи и широкополосного интернета на базе единой платформы. Одновременно с этим ключевые отечественные игроки выходят за пределы России, стремясь охватить всю Евразию.
На этом фоне государству надоело наблюдать, как компании группы «Связьинвест» утрачивают позиции. В октябре наконец-то был дан старт созданию большого оператора на базе «Ростелекома» ( см. «Кто сыграет с КИТ-телекомом», D №15–16 от 18 августа 2009 года ). Почти одновременно со «Связьинвестом» начала «большой передел» группа Altimo — телекоммуникационный сегмент «Альфа-групп». Altimo владеет долями в двух российских и трех украинских операторах ( см. таблицу ). Однако ни в одном из них у «дочки» «Альфа-групп» нет полноценного контроля, из-за чего Altimo много лет ведет корпоративные войны.
Победа над норвежцами
Самая главная из этих войн — борьба с норвежским телекоммуникационным холдингом Telenor за сотовых операторов «Билайн» и «Киевстар». В 2005 году Altimo предлагала объединить эти две компании, что было бы логично, но норвежцам нужен был только контроль в объединенном операторе. На это структуры «Альфы» пойти, конечно, не могли. Альфовцы начали скупку акций «Вымпелкома» с рынка, чтобы получить перевес в его совете директоров. Затем норвежскому правительству — основному акционеру Telenor — был предложен вариант по вхождению Altimo в состав акционеров Telenor взамен принадлежащих ей долей в российском и украинском операторах. Но на Западе традиционно и мысли не допускают о продаже русским своих предприятий (что в очередной раз подтвердила история с продажей Opel). Так что доля в Telenor также не досталась Altimo.
Тогда «Вымпелком» решил самостоятельно выйти на второй в СНГ по размеру украинский рынок через компанию «Украинские радиосистемы» (УРС) в обход мнения Telenor. Параллельно миноритарный акционер «Вымпелкома» офшорная инвестиционная компания Farimex Products подала в суд на Telenor, утверждая, что произошедшая по вине норвежцев задержка выхода на украинский рынок привела к потере $2 млрд. Принадлежащий Telenor пакет чуть было не выставили на торги для покрытия убытков «Вымпелкома», а норвежский премьер примчался на срочные переговоры к Владимиру Путину. Видимо, после этого и было принято долгожданное для Altimo решение о слиянии «Вымпелкома» и «Киевстар GSM» на базе новой компании Vimpelcom Ltd.
В результате в октябре 2009 года началось создание «ведущего оператора сотовой связи на формирующихся рынках региона Европы, Ближнего Востока и Африки (ЕМЕА)». По объему выручки он опередит МТС. Помимо рынков СНГ объединенная компания уже сформировала кластер в странах Индокитая: «Вымпелком» купил сотовых операторов в Камбодже и Вьетнаме, Altimo также контролирует компанию сотовой связи в Лаосе. Доли в уставном капитале Vimpelcom Ltd прежние соперники, Telenor и Altimo, поделили примерно поровну — по 38,5%, остальное получат нынешние миноритариии «Вымпелкома», если одобрят сделку. А сделка эта для акционеров очень выгодна: планируется, что 50% чистой прибыли объединенной компании будет выплачиваться в виде дивидендов. Эта норма будет прописана в уставе Vimpelcom Ltd.
«Мегафон»: конец одиночеству
Уладив дела с Telenor, Altimo сейчас приступает к реорганизации другой группы своих активов. По ним партнером структуры «Альфы» выступает еще один скандинавский телекоммуникационный гигант — шведско-финская компания Telia Sonera. Главный актив Altimo — 25,1% в российском операторе №3 «Мегафон GSM». История получения русскими этой доли довольно туманна. Известно лишь то, что прежние акционеры «Мегафона» в лице Джеффри Гальмонда (а по слухам, также и бывшего министра связи и нынешнего председателя совета директоров «Связьинвеста» Леонида Реймана) считали, что этот пакет изначально предназначался им. Право «Альфы» владеть блокпакетом «Мегафона» в судах оспаривал офшорный инвестиционный фонд IPOC International Growth Fund Ltd. Однако «Альфе» и на этот раз удалось отстоять актив в суде, еще раз доказав, что юристы у них лучшие из лучших, а челюсти стальные.
До недавнего времени в «Мегафоне» царило своеобразное троевластие: силы у акционеров — «АФ Телеком» Алишера Усманова (39,3% «Мегафона»), Telia Sonera и Altimo — были примерно равны. На бирже акции «Мегафона» пока не торгуются: акционеры боятся изменения статус-кво. Примечательно, что у «Мегафона» есть еще один акционер — «Телекоминвест» с долей 35,6%, который, в свою очередь, на 73,9% принадлежит Усманову, а на 26,1% — Telia Sonera. Если упразднить «Телекоминвест» и пропорционально разделить принадлежащие ему акции «Мегафона» между конечными владельцами, то пакет Усманова сократится до 31,13%, а доля шведов увеличится до 43,77%.
В отличие от МТС или «Билайна» «Мегафон» не представлен в СНГ — небольшой оператор в Таджикистане не в счет. Однако целый ряд операторов в соседних с Россией странах ( см. карту ) контролируется компанией Turkcell, доли в которой, в свою очередь, принадлежат Telia Sonera и Altimo. Не находите сходства с историей «Вымпелкома» и «Киевстара»?
Сейчас Altimo предлагает остальным акционерам свое видение ситуации: «Мегафон» должен стать еще одним крупным евразийским оператором, объединив свои активы с Turkcell. Однако Алишер Усманов выступает резко против: он не хочет размывания своего пакета. Контраргументы Усманова таковы: «Мегафон» еще не купил оператора фиксированной связи, тогда как «Билайн» в лице «Вымпелкома» уже поглотил Golden Telecom, а МТС в октябре купила у материнской АФК «Система» контрольный пакет в «Комстаре». Усманов хочет организовать слияние «Мегафона» с укрупненным «Ростелекомом», который сейчас планирует развивать мобильное направление, и покупка федерального оператора рассматривается последним как приоритет. Такая сделка могла бы привести к настоящей революции на телекоммуникационном рынке и к смене лидеров на нем.
Однако тут, как и в случае с созданием большого металлургического холдинга на базе объединенного ГМК «Норильский никель» и «Металлоинвеста», Алишера Усманова, скорее всего, ждет неудача. Altimo уже нашла подход к суровым скандинавам, и теперь им с Telia Sonera удастся объединить активы на базе новой компании, акции которой будут торговаться на NYSE. Во всяком случае, в середине ноября появились новости, что Altimo и Telia Sonera объединили свои доли в « Мегафоне» и турецком операторе Turkcell, при этом «Мегафон» получил акционера с пакетом почти 70%. Представители Altimo утверждают, что администрация президента дала добро на эту сделку, хотя скептики прогнозируют, что Кремль не допустит получения иностранцами контроля над таким стратегическим активом и у Усманова еще есть шанс.
В будущем расклад сил может резко измениться еще раз, если станет реальностью объединение Telenor и Telia Sonera в единого панъевропейского оператора. Тогда Altimo придется делать выбор, какой актив оставить себе — «Вымпелком» или «Мегафон». Владеть двумя компаниями-конкурентамиодновременно не самый разумный вариант. А объединить их не даст ни одна антимонопольная служба. Следовательно, Altimo придется в будущем провернуть еще одну операцию по обмену активами.
Однако сейчас уже можно утверждать: наша «большая тройка» станет еще больше, выйдя за пределы страны, а капитализация сектора сотовой связи — еще выше.