13.06.2016, 22:55
Растет ли компания или нет?
Растет ли компания или нет? Побеждает ли ритейлер в конкурентной борьбе? Популярны ли его магазины? Мне кажется это легко проверить.
Мы берем темпы роста выручки, отнимаем от них инфляцию. Получаем реальный рост.
Далее отнимаем прирост площади, понимаем как обстоят дела у старых магазинов, или понимаем был ли весь рост только за счет экспансии (которая ограничена физически).
Это в целом. Если по порядку, то получилось дольно интересное исследование. Ничего подобного пока не встречал.
Для начала немного географии. Я взял только гипермаркеты. Потому что если отмечать магазины, то надо потратить кучу времени.
Вот как выглядела экспансия ритейлера. Когда надо было покупать акции? ))
Закрепились в Краснодарском крае и вышли в Поволжье.
Еще крепче на юге, выход на Урал и Северо-Запад.
Урал и Сибирь, в Южном регионе и Поволжье закрепились в Ростове, Волгограде, а также Самаре и Саратове. Лидер в Челябинске.
Дошли даже до Красноярска. В Новосибирске 7 или 8 Лент, так Магнит там ничего сделать не может.То же самое можно сказать про Москву и СПб.
Остались Рязань и Орел (напоминаю речь о гипермаркетах), Киров, Коми, Мурманск, Грозный, Махачкала, Томск. Все. То есть Дальний Восток, Калининград, Крым пока явно не в фокусе. Все федеральные ритейлеры тормозят на Иркутске.
Субъективно в Красноярске можно открыть еще 2-3 гипермаркета (Ашан вот-вот откроется) и рынок иссякнет.
Мне было лень строить месячные графики, придется позже их сделать. Просто вы должны знать что апрель и май 2016 это полный провал, исторический минимум, посмотрим как это скажется на финансах. Отчет за 2-й квартал 27.07.2016.
Но квартальные сделал, так как мне надо в следующем исследовании сравнить Магнит с конкурентами, а они, кроме Дикси, публикуют только квартальные данные.
Вот как выглядит история роста. Есть вероятность эта история уходит в историю.
Но это в абсолютных цифрах мы видим экспоненциальный график. В относительных все не так. В 1-м квартале 2015 началось падение темпов прироста в рублях и %% и оно усиливается.
Я смоделировал данные за 2 кв. 2016 на основе данных за апрель и май. На диаграмме показан прирост выручки квартала относительно такого же квартала предыдущего года.
Далее проверим тезис, что в последние кварталы большая часть роста выручки (кроме инфляции) это экспансия. То есть просто открытие новых магазинов (об эффективности далее).
Ух ты, они не сбавили обороты и продолжают открывать магазины. 5 млн. квадратных метров уже скоро.
Вот открывает Магнит новые магазины и закрывает карту страны флажками. А есть ли от этого толк или не упускает ли он ситуация в старых магазинах?
У ритейлеров есть так называемые LFL показатели. Когда из анализа исключают магазины которым менее 12 месяцев.
В ключевых сегментах все около нуля (а с инфляцией спад).
Что это означает? Что Магнит теряет долю рынка в старых регионах и как только экспансия остановится, то начнет падать выручка .
А экспансия остановится по двум причинам. Толку от нее уже нет, темпы роста упали, достигнут физических барьер безболезненного для конкуренции проникновения.
Вторя причина это финансы, стратегию придется менять, когда прибыль исчезнет. Советую изучить динамику прибыли и результаты за 1-й квартал 2016.
Далее я построил диаграмму с темпами выручки минус инфляция . Также я добавил график прирост без площадей (отнял темпы роста площадей предыдущего года как в LFL).
То есть это чистые темпы роста.
Как мы видим никаких темпов роста и нет. В реальных килограммах в старых магазинах идет постоянный спад. Прирост площади у Магнита всегда больше прироста покупателей. Поэтому им нельзя останавливаться, иначе будет пшик и реальный спад выручки. Это упрощенно называется пирамида. Они не могут остановится и значит будут дальше открывать свои супермаркеты друг напротив друга. Это приведет к убыткам в обозримой перспективе.
Плюс неожиданно начала замедлятся инфляция. А ведь даже с ней выручка на 1 магазин стагнирует. А когда будет 4%? Это ключевой момент для понимания.
Итак, географическая экспансия на начальном этапе это было очень круто. Галицкий молодец, кто поверил и купил акции тот разбогател.
Дальше расти некуда. Магнит тем не менее упорно открывает магазины что приводит к тому что магазины стоят и теряют покупателей, в том числе и за счет каннибализации. Допустим за 5 месяцев нарастили площади на 20%, выручка выросла на 14,7%, отнимем инфляцию получится на 10%.
Когда же наступит развязка? Я имею в виду не обрушение акции, это может произойти сейчас или в августе на MSCI, а речь о пересмотре инвесткомпаниями видения перспектив. Самые прогрессивные уже догадались и сменили рекомендации, но еще не все.
- Нужно чтобы другие ритейлеры работали в том же духе, что и сейчас, тогда будет переток.
- Инфляция продолжит замедлятся и тогда темпы роста надежно закрепятся ниже 10%. Для компании с P/E=20 это будет мало и станет P/E=5-10.
- Магнит сдастся и прекратит строить магазины, возьмется за повышение эффективности старых.
Мы видим по третьему пункту что темпы открытия новых магазинов стали падать. Пока не ясно это они вынужденно тормозят или осмысленно решили, что плевать на капитализацию, пора заняться реальным делом.