Грехи звёздного шпиона №87: Максимы Миттани - политика (часть 2)

Еще немного советов от Миттани, на этот раз на тему «Как быть хорошим лидером и успешно управлять корпорацией в EVE Online».

Я всегда подозревал, что одна из причин, по которым в бизнес-литературе так популярны книги по менеджменту и лидерству, заключается в том, что немногие из читателей имеют достаточный опыт управления сотнями или даже тысячами людей, позволяющий сказать о книге «да это же полное дерьмо». В качестве ЦEO корпорации или альянса вам нередко придется управлять группами людей большими настолько, чтобы заставить даже самых серьезных и неприятных менеджеров среднего звена проснуться в холодном поту. Так же как и в политике, в менеджменте есть свои «подводные камни» - идеи, которые выглядят правильными в теории, но на практике могут стать причиной провала.

Вот что я узнал о менеджменте за три последних года, в течение которых пытаюсь уберечь Goonswarm от распада.

Делегируйте (почти все) полномочия: Как лидеру, вам требуется как можно больше времени, свободного от рутинных повседневных дел. Тогда вы сможете сфокусироваться непосредственно на стратегическом управлении, в частности, на исправлении недостатков в организации уже существующих групп людей в рамках вашей корпорации/альянса и создании новых. Это особенно важно, когда речь идет именно о создании нового подразделения, ПвП-звена или группы по интересам. В любом случае вам придется уделять новому проекту почти 100% своего времени, прежде чем он встанет на ноги. Поэтому лидер, который пытается уследить за всем, рискует остаться ни с чем, т.к. количество рутинных задач и обязанностей просто огромно.

В теории, люди могут сказать, что им нравится лидер, который умеет водить флоты или управлять ПОСом, но на практике лидеры, которые неспособны делегировать бОльшую часть своих обязанностей, рискуют «перегореть» или развалить альянс. Более того, если вы не делегируете часть обязанностей и полномочий, это означает, что вы не доверяете компетентности ваших директоров, а значит, они не смогут «вырасти» в самостоятельных и способных управленцев.

Правильная организация вашей команды и дублирование обязанностей: Если бы меня спросили, что наиболее важно в управлении альянсом, я бы ответил: ориентация на команду, а не отдельного человека. Ранее, в том же 2010-м году, Goonswarm имел только одного финансового директора, который, разумеется, вскоре «перегорел». В итоге Goonswarm не смог вовремя оплатить счета за клайм и потерял Делв. Чтобы избежать ошибок подобного рода, за каждое направление отвечает не один человек, а команда исполнителей. Вместо одного финансового директора мы имеем пять финансистов; вместо одного директора по логистике – целых семь. Безусловно, в этом случае директорат будет раздут, но это намного лучше, чем вешать всю ответственность на одного человека. При подобной командной организации директора перегорают значительно реже и вполне могут позволить себе небольшой отпуск, передав свою часть работы другим, и даже если случится нечто непредвиденное, остальная команда сможет с этим справиться. Старайтесь для каждого круга задач создавать команду, а не назначать одного исполнителя. Исключение – ЦЕО альянса. Финальное и решающее слово должно быть за ним.

Не бойтесь увольнять: Вы хотите быть лидером? Вы хотите, чтобы ваша организация была успешной? Привыкайте к тому, что вам нередко придется увольнять людей, и относитесь к этому спокойно, даже если это ваши друзья. Дело в том, что если в организации терпят лентяев – это отрицательно сказывается на тех, кто изначально был настроен на работу. Они также постепенно начинают отлынивать от работы. Кроме того, излишне толерантное отношение к лентяям может вызвать чувство обиды у тех, кто работает на полную катушку. Если же вы регулярно оцениваете компетентность и эффективность работы ваших сотрудников (скажем, ежемесячно), и увольняете ненужных - всем вашим людям придется адаптироваться и работать на совесть. А те, кто не сможет – представляют собой ненужный балласт. Не бойтесь расставаться с ними прежде, чем они потащат за собой на дно всю вашу организацию.

Инструменты для управления проектами: Когда вы становитесь лидером, вам уже не нужны таблицы с вычислениями счетов за топляк или затрат на производство. Тем не менее, вам необходим надежный и удобный метод управления проектами и процессами, так же как и обычные списки «Что нужно сделать». Лично я использую простой блокнотик для коротких заметок, а также сервис Google Docs для отслеживания проектов. Недавно я попробовал Trello – приложение, которое представляет собой онлайн версию доски Канбана. Сейчас уже слишком сложно управлять корпорацией или альянсом без подобных средств. В результате во время какого-нибудь ЧП вы рискуете забыть сделать что-либо важное. А в Еве ЧП происходят постоянно. «Парни, нужно, чтобы кто-нибудь занялся нашей вики» спустя несколько месяцев превращается в «Эй, мы же вроде собирались заняться нашей вики?»

Избавляйтесь от недовольных по-тихому: Альянсы по своей сути – военизированные диктатуры; а те, которые пытаются встать на путь демократии, рано или поздно оказываются уничтожены альянсами первого типа. Альянсы, которые толерантно относятся к недовольным и позволяют им открыто высказывать свое мнение, находятся на пути к краху. Шпионаж является одной из составляющих EVE и использование агентов-провокаторов для раздувания недовольства – одна из самых популярных и простых стратегий шпионажа. Возможно, наибольшую опасность представляет собой не вражеский агент сам по себе, а ситуация, когда бывшие игроки, которым уже надоела EVE, начнут агитировать тех, кто играет сейчас, бросить игру. В любом случае с недовольными следует разбираться «без шума и пыли». Введение явной цензуры и запретов на высказывание своего мнения приведет лишь к нарастанию сопротивления. Гораздо разумнее просто забанить или кикнуть из чата одного-двух людей. Без публичных демонстраций. Просто сделайте, чтобы они исчезли.