Перевод статьи The Mittani, лидера самого влиятельного альянса, о том что такое Ева
Предисловие переводчика: Alexander «The Mittani» Gianturco, лидер коалиции Imperium — один из самых мощных политиков нашей игры. Уже очень много лет в его руках сосредоточена власть над львиной долей нашей вселенной; к нему тянутся ниточки от скандальных предательств, разрушавших целые альянсы. В реальности эквивалентом этого текста была бы печатная статья президента крупного государства, заслуживающая перевода и вдумчивого чтения лишь за одно имя своего автора.
Предлагаемые Миттани рассуждения в некотором смысле созвучны идеям Утиного Движения. Согласно ей, игрок в ММО — это профессиональный ролеплеер, меняющий «маски» осознанно и произвольно. Эти «маски» к нему не прирастают, не сковывают его ни в чем, и, как следствие, позволяют в ходе быстрой смены видов деятельности в процессе игры обнаруживать множество скрытых талантов — для дальнейшего использования.
Данный текст уже однажды переводился на русский язык небезызвестным Randolph Sykes, многое сделавшим для ру-комьюнити. К сожалению, он, по всей видимости, отнесся к данной статье как к проходному материалу и не стал прикладывать к ней все свое мастерство. Поэтому предлагаю на суд публики свою версию перевода. Приятного чтения!
Прошли годы с тех времен, когда я что-либо писал об EVE Online с точки зрения игрока, а не штамповал помпезные демагогические прокламации лидера огромного космического племени. С 2009 по 2012 год моя колонка «Sins of a Solar Spymaster» следовала обкатанному формату: поставить вопрос, выложить историю и аргументы и закончить уверенным, определенным ответом.
Как ни парадоксально, мое положение лидера Goonswarm Federation неуклонно размывало всякое чувство уверенности и понимания игры, в которую мы играем, по сравнению с тем, когда я только начинал. Почему мы играем? Игра ли это вообще? Если нет, то действительно ли мы просто играем, или же живем на два мира? Является ли Ева — цитируя распародированную рекламную кампанию CCP из 2011 — «реальной»? Если да, то хорошо ли это, и что это говорит о тех из нас, кто в нее играет? Давным-давно, когда я знал гораздо меньше, у меня был готовый комплект простых, быстрых и поверхностных ответов на все эти вопросы, что служило отличным топливом для моей авторской колонки. Думаю, причина, по которой я перестал так часто писать об EVE Online, проста: чем больше я узнавал Еву, тем меньше ответов у меня оставалось, и особенно — ответов на самые фундаментальные вопросы
С этим миром всё не так
Предлагаю взглянуть фактам в глаза: EVE Online и ее комьюнити — аномалия в мире компьютерных игр. Это удобный способ сказать, что на самом деле мы играем в ужасно странную игру ужасно странным способом. Средний возраст и демография игроков (37+ лет, подавляющая доля мужчин, подавляющая доля образованных людей) не похожа на аудиторию ни одной другой ММО. Песочница Евы даже отдаленно не напоминает песочницы других игр, большинство из которых — например, Second Life — являются добродушными симуляторами исполнения желаний. Ева же больше похожа на топливо для ночных кошмаров. Нет другой игры с бесшардовым масштабом Евы, с полумиллионом крыс, запертых в одной клетке без возможности убежать на соседний сервер, чтобы избежать конфликта. Зато есть целая ватага ученых, зарабатывающих себе докторские степени статьями о том, что происходит в Новом Эдеме.
Я видел клип стримера на твиче, который просто рубился в PoE. Кто-то спросил его, что он думает об EVE Online, и он в нескольких фразах выразил то, что изводило меня больше десяти лет: Ева это не игра, это стиль жизни. Или, скорее, культ.
Но на самом деле это больше, чем просто культ. Вспомним, что игроки Евы сходятся на том, что «пройти» EVE Online означает навсегда бросить ее. Они называют свои реальные имена «рабскими именами». Похоже, что и встречаются в реальной жизни они гораздо чаще, чем игроки из других игр; и обсуждают друг с другом свои виртуальные похождения они с нигде не виданным энтузиазмом и драйвом. Мы вынуждены взаимодействовать друг с другом в игре, и стремимся встретиться с нашими злейшими врагами для того, чтобы перехватить с ними пивка.
Что, черт возьми, происходит? Если твое реальное имя это твое рабское имя, то почему же тогда ты «проходишь» Еву, когда покидаешь ее навсегда? Почему мы больше стремимся встретиться в реальной жизни, чем в Еве, в то время как мимолетные дистанционные взаимоотношения оказываются достаточными в других играх? И почему же так тяжело бросить игру, даже если этого очень хочется?
Все дело в ролях, которые мы выбираем в игре, и в том, что о нас говорит наш выбор.
Облачаясь в маску
Когда новички впервые приходят в Еву, многие из них просто отворачиваются, закрывют туториал и никогда не возвращаются. Некоторые, впрочем, остаются. Они прорываются сквозь обучение и худшее в жанре PvE, и если они играют дольше шести месяцев, то статистическое большинство из них остается в Еве навсегда — на десятилетие и больше. Что такого особенного в этой ММО, что увлекает одних игроков и моментально отталкивает остальных?
Те, кто решили остаться, выбрали свою маску — свою роль для Нового Эдема. Эта маска предопределяет их путь, набор навыков для развития и те ценности, с которыми они будут жить в игре — далеко за пределами своих возможностей в реальной жизни. Некоторые из этих игроков надевают маску немедленно, ныряют с головой и становятся пиратами в первые же часы игры. Другие разыгрываются постепенно, сперва находя подходящую личину и лишь потом врываются в действо.
Есть много путей игры в Еву, которые небезопасны в реальном мире; это одно из основных достоинств игры. Приходи в Новый Эдем и будь шпионом, воином, дипломатом, пиратом, полководцем! В EVE Online ты можешь спокойно носить маску и ввязываться в приключения, которые бы закончились бы для тебя тюрьмой или убийством в реальной жизни. Скаммер типа Scooter McCabe был бы преступником, а не героем фольклора; а быть диктатором — типа лидера нульсечного альянса — вообще работает лишь в государствах-неудачниках вроде Сомали, либо же в организованной преступности.
И вот в чем ключ: пока нам не надоест носить эти маски, пока мы жаждем отыгрывать эту вторую личность, мы остаемся связанными друг с другом в научно-фантастическом маскараде вместе с сотнями тысяч других таких же в масках — со всеми вытекающими плюсами и минусами.
Ад — это другие
Как бы то ни было, свобода носить маску имеет цену; вы можете выбрать личину, менять личину или даже переключаться между личинами, но вы не можете сбежать от других игроков. Игра, дающая полную свободу личности и опыта, оставляет нас наедине друг с другом, и наши маски начинают соперничать. Если я получаю кайф от пиратства, то ты, майнер, должен страдать. Если я получаю кайф от строительства империй, то ты, храбрый независимый бунтарь, должен страдать. Ева сулит нам рай — возможность побыть теми, кеми мы мечтаем быть, примерить другую личность, меняя их как перчатки; но дает нам ад, заставляя нас соперничать с сотнями тысяч других искателей своей маски.
Однако, остальные игроки, а также масштабы, в которых принимает действие EVE Online, оказываются ключами, раскрывающими ценность наших масок. Вы можете, играя в Second Life, напялить скин шпиона или пирата, но это не повлияет ни на что; это больше похоже на игру в переодевание или написание фанфиков про самого себя. В Еве же вы можете нападать, присваивать, захватывать и испытывать себя в противостоянии с другими вне зависимости от того, нравится им это или нет. Когда вы становитесь пиратом в Еве, вы доказываете себе, что вы не на словах, а на деле обладаете способностями хотя отчасти соответствовать выбранному пути. До вас постепенно доходит, что выбранная вами маска — уже и не маска вовсе, но отражение ваших внутренних умений и талантов.
А с другой стороны, мы также имеем электронный предохранитель, позволяющий нам терпеть сокрушительные поражения, не умирая в реальности и не ломая свою жизнь. Неудавшийся пират в Еве получает киллмыло и уязвленное эго, в то время как реального преступника сажают в тюрьму или вовсе убивают. Вы можете испытывать маски и находить скрытые таланты, о которых даже не мечтали: сисадмин оказывается одаренным флиткомом, а бывший военный обнаруживает в себе способность к анализу рынков.
Это то, что придает Еве ее неодолимое напряжение: в испытании себя против других игроков, состязающихся с вами, ваши победы и поражения обретают смысл и начинают говорить что-то лично о вас. А победы вызывают привыкание. Если вы достигаете успехов в Еве, вы хотите большего. Все остальные игроки будут свидетелями ваших достижений — вы можете стать легендой среди легионов и забетонировать ощущение реальности этих достижений через восхищение или ненависть окружающих. Наши успехи и наши поражения могут звучать еще долго после того, как мы пройдем игру, вдохновляя новые поколения примерить наши маски и мантии. Сколько тысяч шпионов начали свои карьеры, подражая Istvaan Shogaatsu, спустя годы после его финальной победы?
EVE Online — уникальный мир, предлагающий эту полутоксичную смесь личин, рисков, безопасности и реальности. Вот почему наше желание побыть в роли воображаемого себя, наше желание носить эти маски не выпускает нас отсюда.
В ловушке кибер-чистилища
Что такое Ева в итоге? Галактика, которой не существует, в «игре», скорее напоминающей стиль жизни, населенной игроками, носящими маски ради исполнения своих глубоких желаний. Вселенная социальной анархии, где никто не может быть подвергнут грубой силе или угрозе смерти, но где эмоциональное насилие свободно и безнаказанно. Место, которое не вполне реально, но и не вполне поддельно; место, где можно приобрести навыки, развиться и повзрослеть как личность. Возвыситься. Но также место, где можно пасть — увидеть человеческое поведение без закона и чести, встретить клан преступников, которые черное называют белым, а плохое — хорошим. Eve Online — это кибер-чистилище, полуреальность, предлагающая спасение или вечные муки для тех, кто ищет в нем себя. Предлагая выбрать маску, Ева позволяет нам узнать себя и подняться вместе с друзьями вверх — либо спустить друг друга вниз, открывая наши темные стороны.
Вот почему игроки в Еву проходят игру, когда уходят из нее. Мы видим их набирающимися уверенности в себе, раскрывающими таланты, ценные в реальном мире, обретающими связи и заводящими настоящих друзей. Когда они проходят игру, больше не нуждаясь в своих масках, мы желаем им добра и храним их истории успеха. «Он прошел Еву, счастливчик.» Всегда легко определить, кто просто взял перерыв от игры, но не прошел ее по-настоящему; эти люди еще не доносили свои маски, но просто отложили их в сторону на небольшое время. Мы видим, кто действительно победил — и мы видим, кто вернется назад.
Святые и грешники
В этом чистилище есть и святые, и грешники. У нас есть Космический Папа Римский, Maximilian Singularity VI, Именуемый Первым — действительно хороший человек, находящийся в этом мире благословлять игроков в несчастье в Шестой Империи. Я не знаю другой игры, в которой был бы Папа Римский; на интуитивном уровне понятно, что в Еве должен быть Папа, который бы благословлял нас. И по этому поводу мало у кого возникают вопросы. Конечно же у нас есть Папа!
В то же время, есть мрачные примеры тех, кто пал и стал худшим человеком. Есть истории мошенничества, зашедшего слишком далеко — такие, как инциденты «I Am Olivia» или «Bonus Room». Есть и мелкие клики расистов и фанатиков, нашедшие здесь друг друга и укрепившиеся в своей злобе, оставляющие 1488 единиц газа для своих киллмыл в знак «превосходства белых».
Ева демонстрирует своим игрокам пределы человеческого естества в нефильтрованном виде. В реальности большинство людей лично не сталкиваются с экстремальным поведением, если только они не выбрали работу полицейскими, врачами, соцработниками или военными. Но в этой компьютерной игре мы встречаемся лицом к лицу одновременно и с лучшим, и с худшим от человеческой натуры на постоянной основе, и имеем возможность поучиться — или наполниться горечью — от данной встречи. Для некоторых игроков их маски становятся средством к освобождению, показывая путь надежды разных судьб, разных карьер и разных взглядов на жизнь. Для других их маски становятся тюрьмой, где люди остаются один на один со своим нездоровым, опасным нутром.
В контексте кибер-чистилища угроза одного игрока отрезать руки другому звучит пресно; то, что ввергло бы в шок комьюнити World of Warcraft, едва ли вызывает интерес в Новом Эдеме. Мы едим угрозы убийством на завтрак, а наши пугающе выразительные взрывы эмоций — просто рычаг для улучшения своей позиции в мета-игре. Сегодняшняя толпа с вилами и факелами — всего лишь завтрашняя мимолетная шутка. Победа в Еве становится возможностью выразить свою избранную маску так, как хотите этого вы — часто за счет того, что кто-то другой не сможет выразить свою. Это просто часть той цены, которую мы платим за шанс познать потенциальных себя.
Без ответов, без хозяев
Я очень хотел бы закончить этот текст коротким заключением, увязывающим концы с концами, однако человек — слишком сложное существо, а EVE Online, в конце концов — просто мир, населенный людьми, делающими свои человеческие дела. Как бы мы не пытались расставить ярлыки и ясно описать, что же все-таки происходит в Еве, ситуация все равно ускользает от нас. Традиционная онлайн-игра старается цивилизовать человеческое поведение и сделать его безопасным, установив границы того, что мы можем делать друг по отношению к другу, а что не можем. Ева не такая. И вот мы находимся здесь, нащупываем истину о том, чем мы вообще здесь занимаемся, носим наши маски в чистилище — и гадаем, почему нам это так чертовски нравится.
Оригинал статьи: https://imperium.news/eve-online-the-masks-of-cyber-purgatory/