EVE Online: Необходимое зло

В нулях, вы должны выиграть любой ценой.

Автор: The Mittani
GoonSwarm, Глава развед. управления

Существует своеобразная культура “чести”, которая неожиданно возникает в онлайн-играх всякий раз, когда реальные потери неизбежны. При игре в Counterstrike, или (не дай боже) пытаясь сражаться с людьми в World of Warcraft, если вы убьете кого-то, то он ничего не потеряет; через несколько мгновений, тот игрок снова появится, такой же как и прежде. И хотя время от времени люди будут уходить обозленными из игры, бесконечное убийство без потерь является целью многих подобных игр. В отличие от них, в таких играх как EVE Online, Shadowbane, Ultima Online, или старых PVP-серверах EverQuest – смерть от руки игрока приводит к существенной потере активов. В эти играх невозможно не заметить множество проявлений различных форм электронной чести, или того, что в случае с EVE Online можно было бы назвать “космическим бушидо”.

В условиях когда нет никаких правил, запутанные системы нравов будут и дальше развиваться, и устанавливать приемлемые для многих границы войны. Самой “благородной” из всех видов драк является дуэль один-на-один, использование нескольких кораблей для атаки на одного – осуждаемо, а пилот, который проигрывает бой но ведет себя достойно, заслуживает уважения. Также существуют определенные табу: такие как запрет на выход из игры для избежания драки, запрет на “логинтрап” для получения преимущества, или на использование определенных, читерских конфигов кораблей. Среди многочисленных табу космического бушидо, есть также запрет на шпионаж, поскольку правильное использование шпионов в войне может привести к победе без боевых действий.

По своей сути, “e-honor” – это социальная конструкция, приносящая пользу только проигравшим. Победитель уже победил, а проигравший утратил существенную часть своих активов, и должен представить что-то, чтобы спасти свое лицо. Космическое бушидо дает проигравшему способ смириться с его утратой: “Конечно, я проиграл, но их было несколько на одного / они заманили меня в ловушку / нарушили бой один-на-один, и поэтому у них нет никакой чести”. Другое, часто используемое высказывание состоит в том, что у потерянные корабли ничего не стоят, но честь пилота является бесценной.

Все это достаточно безвредно. Люди способны на любые отговорки, чтобы справиться со своей потерей или чувствовать себя лучше; это – человеческая натура. Проблема заключается в том, что некоторые люди слишком сильно отдаются этому, и начинают играть в EVE Online по своим собственным правилам, которых не существует для всех остальных игроков. Именно эта часть населения EVE часто встречается в “элитных” PVP-альянсах нулей, где культивируется превознесение индивидуального мастерства пилота, и это при том что в нулях, более чем в любой другой области космоса, нужно быть готовым победить любой ценой. Мы оказались в галактике, где полным-полно забавных альянсов, сознательно усложняющих себе жизнь; они даже могут иметь неплохую военную мощь, но потенциал шпионажа ими игнорируется, или открыто презирается как бесчестный. Конечно, им удалось захватить и удержать территории – этим они доказывают то, что шпионаж ненужен.

Пару недель назад (статья написана в марте 2009 – прим. пер.), мы в GoonSwarm’е наблюдали за нашими дорогими врагами, альянсом Against All Authorities (-A-), мрачно, в течение четырех часов укреплявшегося против вторжения в их домашний регион Catch, которое мой альянс должен был возглавить. Какие-то проблемы? Не было никакого вторжения; оно являлось плодом пылкого воображения лидера их альянса, преднамеренно введенного в заблуждение постом, который он увидел на популярном неофициальном форуме EVE Online. Четыреста пилотов, потративших впустую четыре часа, означают 1600 человеко-часов, ушедших на преследование теней. Когда “смерть” в EVE Online – это превращение пикселей корабля в красивую вспышку света, время игроков является более ценным ресурсом, чем даже иски или сами корабли. Если бы у -А- был компетентный шпион в GoonSwarm’e, – а мы являемся наверное самым простым для проникновения шпионов альянсом из-за нашего размера – он мог бы заметить отсутствие опсов в направлении региона Catch, или понял бы со временем, проведенным среди его целей, что у Goonswarm’а не было никаких территориальных амбиций кроме регионов Delve и Querious. Нехватка шпионов привела к розыгрышу на уровне альянса, но по крайней мере, это не было “постыдным”.

Другой случай, где критическая нехватка шпионажа привела к серьезному поражению: во время первой Большой Войны, которую RedSwarm Federation и Northern Coalition вели против Band of Brothers в Delve, произошло огромное капитал-сражение, в попытке уничтожить верфь, где строился титан BoB’ов. Система имела две верфи где мог бы строиться титан, и одна из них была пустой. Было плохо, что губительно дорогостоящие нападение вызвало крупнейшие потери капиталов на тот момент в игре. Что еще хуже – плохая разведка Evil Thug’а из -A- (а они в то время воевали с Band of Brothers), инициировала атаку на неправильную верфь, которая, разрушенная такой ценой, оказалась пустой. Самым неприятным являлся тот факт, что никакого титана там вообще не было, а корабль, который строился в F-TE1T, был всего лишь мазершипом. Упс. Если бы нападавшие были более эффективны в шпионской игре (а это относится и ко мне), то этого нападения и вовсе бы не случилось, поскольку мазершип не является стратегической угрозой.

Даже если альянс психологически настроен против шпионажа и других низменных тактик, часто лучшим способом защиты от чужих агентов, является проникновение во вражеский альянс. Можно обнаружить посты агентов врага у них на форуме, провести аналогии, и это все даст пишу для вашей контрразведки. Один из лучших примеров этого был в ходе войны Goonswarm’а против альянса Lotka Volterra (LV). В середине войны я понял что LV удалось получить доступ на директорском уровне на наш форум; я понял это не по логам нашего сервера, а потому что сам читал форумы LV на таком же директорском уровне, и один из их больших боссов копировал туда информацию с форума GS. В приступе паники мы смогли закрыть лазейку в нашей безопасности, с помощью которой LV получали информацию, и если бы у нас не было своего шпиона, бог знает как долго бы это не было раскрыто.

Шпионаж имел чрезвычайно важное значение на дипломатическом и стратегическом уровне во время завоевания Delve, помимо очевидного роспуска альянса BoB. Значимым фактором в войне против KenZoku был уровень союзнической поддержки от -A-. Несмотря на то, что силы вторжения могли легко сломать KenZoku, объединенный флот KenZoku, -A-, и всех их вассалов, мог повернуть войну совсем в ином направлении. Однако, благодаря нашим агентам в -А-, мы имели возможность прочитать длинную тему, названную “Вас волнует, что происходит с BoB?” , в которой большинство светочей -А- высказывались отрицательно – это далеко от лояльных союзников, и -А- по существу не занимала судьба KenZoku/BoB. Вооруженные этим знанием, мы знали что не будет серьезных обязательств со стороны Evil Thug’а и его людей. Конечно, через две недели после того как BoB’ы потеряли последнюю станцию в Дельве, -А- прискакали на помощь, в систему на границу с собственной территорией, но не ранее, и это было критично. Возможно, из-за отсутствия мотивации, это контрнаступление с тех пор зашло в тупик.

Это могло бы оскорбить чувства звездного бушидо, но шпионаж всегда являлся критическим аспектом звездных онлайн-войн. С момента создания альянсов в EVE, более успешные из них полагаются на шпионов. Если вы пренебрегаете шпионами, или, что еще хуже, думаете что вы “слишком хороши” для этого, вы окажетесь беспомощными против тех, кто относится к этому ремеслу с должным вниманием. Какими бы ни были мнения о наступательном шпионаже, без его собственных шпионов альянс чрезвычайно беспомощен против вражеских агентов. Честь может стать слабым утешением проигравшей стороне, но когда на кон поставлен весь капитальный флот, время и усилия сотен людей – это действительно слабое утешение. В конечном счете альянс, воюющий без участия шпионского подразделения, похож на самурая, пытающегося обратить свой меч против скорострельной пушки.

The Mittani
Март, 2009