EVE Online: Темная сторона песочницы

Космос ожесточает нас. Свобода и безнаказанность песочницы в ЕВЕ имеют свою темную сторону; задержись слишком долго, и твое мировоззрение потерпит необратимые изменения. Год в ЕВЕ продемонстрирует тебе человеческую природу лучше чем десяток лет в любом другом ММО проекте. Но то что ты увидишь, может оставить в тебе глубокий след.

Большинство убегают еще до этого. Они любят игру, но не могут с ней справиться; они играют пока не столкнутся с неизбежными истинами Нового Эдема,. Tогда они убегают, оставляя за собой след оправданий. Со слезами на глазах они идут в более легкую игру, где им не придется встречаться с другими людьми, не обремененными законами и культурой и погрязшими в алчности, жестокости и жажде убийства. В других играх есть логичные, предсказуемые противники, что-нибудь безопасное, типа орка, лорда демонов или слона-ниндзя. Другие игры контролируют ваших собратьев, крепко запутав их в паутину обычаев и игровой механики и не позволяя им вести себя как злобным животным, какими они по сути являются. Здесь все по другому.

До встречи с ЕВЕ, люди увлекающиеся космической тематикой, десятилетиями употребляют утопическую научно-фантастическую ахинею. Звездный Путь (Star Trek), Вавилон 5, Иэн Бэнкс, Хайнлайн, Пол, Лукас. Даже более жесткие повествования обладают определенным духовным подъемом, выражая веру в будущее, триумф добра над злом и изменение человека к лучшему под воздействием технологии.

ЕВЕ это мир материального изобилия, наполненный бессмертными капсулирами. Ты не можешь умереть, ты можешь потерять только то чем рискуешь, твое воплощение не требует пищи и присмотра. В нашей литературе предполагается, что в таких условиях люди превратятся в сострадательных индивидуалистов, находящихся за пределами иерархий. Однако реальность песочницы демонстрирует нам вызывающий презрительную усмешку карнавал жестокости, глупости и подчинения, головокружительный в своем постыдном разнообразии.

Новые игроки склонны игнорировать высказанное выше мнение. Ведь мы все знаем что получается в результате анонимности в интернете. Но ЕВЕ уникальна в этом плане тем, что игроки, как крысы запертые в одной клетке, выходят далеко за рамки общепринятых норм интернет хулиганства. Обладая неограниченной свободой, мы не ведем себя как Ситхи или Джедаи, состязающиеся в причудливом ритуальном танце, и даже не как более непристойные Риверы из Светлячка Джосса Видона. Мы ведем себя как простофили - или как ультраправые националисты (brownshirts). В среде почти абсолютной свободы, мы сломя голову бросаемся со скалы, или же радостно идем в любящие объятия жестокой автократии.

Империя свободна от песни сирен тоталитаризма. Эта часть ЕВЕ наиболее похожа на другие ММО. Здесь Конкорд наблюдает за спокойствием и безопасностью большей части населения игры. Самый большой риск в хайсеке - стать жертвой собственной глупости: попасться на обман или быть сбитым суицидниками. Но даже такие незначительные события заставляют многих направиться к выходу и расценивать случившееся как некую особенность ЕВЕ или неудачу а не как урок. Банальные имперские неприятности это наивность и глупость, нескончаемый поток простофиль, которых надувают все теми же старыми методами. Постоянное взаимодействие с бездной глупости утомляет, но не является губительным для ЕВЕ или уникальным.

Зато за пределами юрисдикции Конкорда, ЕВЕ становится скверной, и жесткая горечь поглощает тебя. ЕВЕ это игра, занятие за которое игрок берется добровольно, с целью развлечения. Даже небольшая сумма исков - без проблем набираемая с хайсечных простофиль - позволяет пилоту приобрести огромное количество кораблей и летать не ощущая последствий сливов. Пилот сам выбирает чем рисковать, зная что в момент андока его корабль фактически утерян. Его персонаж не может быть испорчен, не может “умереть” и не испытывает голода, соответственно ему не нужен хозяин. Пилот Нового Эдема всегда может “проголосовать ногами”, поэтому в его отношении нельзя по-настоящему использовать принуждение. Учитывая это, неудивительно, что эта игра притягивает Либертарианцев как семья лишенная права выкупа заложенного имущества притягивает стряпчих по темным делам (не совсем понятная американская идиома, ближайший аналог в русском видимо “как известная субстанция притягивает мух”. прим. перев.).

И тем не менее мы настолько склонны к избежанию потерь, что даже при почти полном отсутствии риска, в среде полной Либертарианцев, игроки вне Империи почти всегда предпочитают безопасность свободе. Причем этот выбор является не вынужденным а абсолютно добровольным. Альянсы с самой высокой моралью и уровнем организации также наиболее автократичные и воинственные; представительное правление и демократия стали крылатыми выражениями типа “The Pilgrim” или “boot.ini”.

Власть - и иерархии которые образуются вокруг нее, настолько проблематичны в контексте современного общества, что интеллектуально неприемлемы большинству людей. Тем не менее, в отличие от вынужденных жертв экспериментов Милгрэма, проявления власти в нулях, привлекают множество рекрутов со всего Нового Эдема. Возможно это вызвано тем, что сразу дает почувствовать принадлежность к группе. Эти структуры обычно склонны к насилию и поиску внешних врагов с целью уничтожения или поглощения их. При отсутствии законов и правил, регулирующих взаимоотношения игроков, объем и интенсивность возникающих конфликтов быстро разрушает веру в такие ценности как свобода воли.

Если бы эти идеалы были близки нам, ЕВЕ выглядела бы так как представляют ее себе Star Fraction - маленькая группа ролеплееров, которая получила определенную известность длинными описаниями своей анархической идеологии. Их доводы достаточно просты: бессмертные люди, которые летают быстрее света на фантастических кораблях не должны ссориться из за территорий или подчиняться приказам местных феодалов. Если есть место соответствующее выражению “Без Богов, Без Хозяев”, это место Новый Эдем. Однако вместо этого страх и подчинение царствуют на окраинах галактики; игроки каждый раз предпочитают Сталина Бакунину, и делают это постоянно, с момента открытия сервера.

В одном из самых волнующих комиксов из виденных мной предполагается что дистопия Хаксли гораздо более реальна чем Орвелла. Однако пример ЕВЕ показывает что оба варианта могут быть верными. Ми не только рискуем превратиться в безрассудных и изнеженных невежд Дивного Нового Мира в хайсеке; немалая часть жителей нулей уже радостно выбрала для себя 1984 как путь развития.