Failure Cascade: Взгляд изнутри (2-ая часть)

Автор: The Mittani
GoonSwarm, Глава развед. управления

Фаза третья: Коллективная беспомощность

Беспомощность – состояние, в которое пилот начинает впадать считая что его действия в поддержку альянса бессмысленны, бессильны или несущественны перед лицом бедственной ситуации. Это происходит потому, что он уже не может игнорировать недостатки своего альянса и вынужден признавать их: “Этот альянс – сосет, и это совершенно точно”. Также это может произойти когда он вдруг понимает что ничего не может сделать для того, чтобы повлиять на ситуацию: “Я люблю свой альянс, но не в моих силах сделать что-то, чтобы воспрепятствовать происходящему”. Независимо от рассуждений, беспомощность выводит пилота из войны до тех пор, пока она не будет преодолена, в зависимости от того, с какими проблемами пилот связывал эти неудачи. Кто-то может преодолеть ее очень быстро. Кто-то никогда не сдастся первым, другие продолжают бороться с небольшими перерывами до горького конца. А кто-то выбрасывает белый флаг после первых же потерь.

Как бы то ни было, индивидуальные различия сведены к минимуму, когда речь идет о группе из более чем тысячи пилотов. Для альянса не имеет особого значения, если какой-то отдельный пилот сдался и ему нужно время, для того чтобы вернуться в строй, но если их количество зашкаливает настолько, что альянс не в состоянии собрать достаточный для эффективной обороны флот, как следствие, начинается фаза коллективной беспомощности. Есть определенный порог потери боеспособности, и после которого альянс-жертва теряет способность к сопротивлению, и бедственная ситуация начинает стремительно усугубляться. Если после какого-то бесспорного провала вдруг вырастет число пилотов в состоянии беспомощности, это несомненно приведет к снижению обороноспособности всего альянса.

Очень сложно найти пример альянса, который смог подняться на ноги из поздней стадии этой фазы каскада. Но есть ряд примеров, когда альянсы избегали этой фазы, даже после провала в обоснованиях потерь. Одна из знаменательных головоломок современных войн в нулях – немыслимая оборона системы C-J6 Ред Альянсом в 2006 году, против объединенной атаки альянсов Lotka Volterra, Ascendant Frontier и прочих членов Южной Коалиции. Ред Альянс был превзойден численностью шесть к одному, или даже больше, если вы можете представить себе, что средний пилот альянса в этом сражении управлял несколькими персонажами одновременно. У них не было никаких союзников, чтобы помочь им (так как это было за месяцы до того, как Goonswarm и Tau Ceti Federation присоединились к ним), и они считались изгоями в “Сообществе EVE Online” из-за принятия РА “бесчестной” тактики перед лицом подавляющего перевеса в силах. Ред Альянс потерял большую часть своих территорий, и владел последней оставшейся у них станцией. Согласно большинству теорий о распаде альянсов, Ред Альянс должен был быть разрушен. Но они каким-то образом сопротивлялись, и смогли переломить ситуацию. Как?

Общепринятое мнение гласит, что это произошло из-за этнического характера Ред Альянса, и они не свалились в каскад потому что обладали уникальной, внеигровой культурой. Тем не менее, тогда уже существовало множество русскоязычных альянсов (RISK и Against All Authorities), а также других этнических русских альянсов, которых все же поразил failure cascade. Почему Ред Альянс смог выжить? Потому что они не скатились в беспомощность даже перед лицом длительной и неоспоримой бедственной ситуации. Средний уровень мастерства пилотов РА был гораздо выше, чем у их врагов. Хотя РА и теряли территории, во время битв за C-J6 и другие системы, их снайперские баттлшипы наносили серьезные потери врагам, пусть даже они и проигрывали сражение в итоге. Пилоты Ред Альянса неоднократно уничтожали капиталы Южной Коалиции, а в то время капиталы были гораздо более ценными, чем сегодня. Добавлю еще одно утверждение, почему они не скатились в беспомощность – пилоты РА могли видеть результаты своих усилий, когда Lotka Volterra и пилоты Южной Коалиции ныли на форумах, и обвиняли РА в том, что “они умирают недостаточно быстро”.

Фаза Четвертая: Изменение в идентификации пилотов

Изменение идентификации пилотов – основной метод, который используют в попытках прекратить беспомощность во время failure cascade. Идентификация – это самоопределение пилота, то, как он характеризует себя в контексте игры. Когда пилот начинает игру, он один в империи и не имеет друзей, следовательно, его самоопределение зациклено на себе, он не имеет особых целей и заинтересован только в собственных интересах. Со временем, он найдет себе корпорацию, присоединится к ней, и вольется в социальную среду. Если его спросить “Ты кто?”, большинство пилотов на данном этапе ответят: “Я такой-то, мембер такой-то корпорации”, очень похоже на то, как люди, живущие на Восточном побережье США, идентифицируют себя с их профессиями (я ненавижу это). Если корпорация присоединится к альянсу с сильной индивидуальностью, пилот может называть себя мембером альянса, особенно если есть частые совместные операции (битвы флотов, копательные опсы), где мемберы различных корпораций могут взаимодействовать друг с другом.

Существует естественный конфликт в интересах между СЕО корпораций и лидерами альянса. Сопротивление альянса бедственной ситуации непосредственно связно с его способностью сохранить идентификацию пилотов, и поэтому в интересах альянса убедить своих мемберов в том, что они ”мемберы альянса” в первую очередь. Но руководству корпораций необходимо чтобы пилоты корпорации слушали именно их, а не подчинялись альянсу. Даже в альянсе с чрезвычайно сильной идентификацией, корпорации часто проводят исключительно корпоративные мероприятия, для того чтобы сохранить свою уникальную самобытность. Большинство альянсов управляются аморфной структурой, состоящей из CEO корпораций, но некоторые корпорации, обычно наиболее сильные в военном плане, имеют больший вес, нежели остальные. Эти лидеры корпораций, как правило, влияют на более слабые корпорации в направлении все большей идентификации с альянсом, поддерживая при этом собственную корпоративную самобытность. Это напряженное состояние усиливается во время войны, поскольку более сильные корпорации призывают более слабые брать на себя тяготы конфликта. В каскаде, противостояние идентификаций корпорации и альянса взрывается, когда директора и пилоты прекращают думать о себе как о членах альянса, и начинают высматривать исключительно свои собственные корпоративные или личные интересы.

Изменение в идентификации происходит потому, что это – один из немногих легких путей избежать состояния беспомощности, за исключением полного ухода из игры. Пилот, который отождествляет себя с беспомощным альянсом, находящимся в каскаде, начинает сам испытывать состояние беспомощности, и чтобы выйти из него ему нужно поменять свою идентификацию. Вместо того, чтобы быть членом терпящего неудачу альянса, он начинает считать себя мембером совершенно эффективной корпорации в альянсе, достигшем полного краха. Логически обосновав это, он освобождается из состояния беспомощности и убеждает себя в превосходстве над пилотами, состоящими в других корпорациях.

Чем сильнее пилоты вбиваются в состояние беспомощности от длительной бедственной ситуации, тем сильнее смещается их идентификация от альянса. Растет давление на директоров корпораций со стороны недовольных мемберов, предлагающих уйти от этой безобразной ситуации и покинуть альянс, и это давление усугубляется напряженностью между CEO корпораций и лидерами альянса. Крах становится неизбежным, так как личная враждебность растет, и корпорации начинают спокойно эвакуировать свои активы, без ведома остальной части альянса. Это – фаза, в которой начинается внутренняя борьба внутри альянса, так как корпорации обвиняют друг друга (или их союзников, другой популярный козел отпущения) в их поражении. Например, когда Band of Brothers делали заявление о своем поражении в Великой войне, они утверждали что были ”жертвенным агнцем” для их союзников.

Фаза Пятая: Крах и перерождение

Есть значительная боязнь запятнать себя позорным клеймом корпорации, покинувшей альянс “слишком рано”, так что крах альянса к концу failure cascade напоминает каскад лавины. Никакая корпорация не захочет быть первой на этом пути, и как только первая корпорация наконец-то проявляет мужество (или, чаще всего, находит оправдание своему поступку в том, что они были обижены лидерами альянса) покинуть альянс, по их пути быстро следуют те, кто еще сдерживался. У краха есть невероятная инерция, поскольку он дает корпорациям свои собственные мотивы для того, чтобы выйти из альянса, даже если они не имели первоначально таких намерений. Оставаться в альянсе, который полностью свалился в каскад чрезвычайно опасно, поскольку у него больше нет военной мощи, так как большинство корпораций уже ушли, и нет никакого позора в том, чтобы тоже уйти. Часто в развалившемся альянсе остается небольшое ядро корпораций, обычно это те корпорации, которые прежде владели наибольшей властью в объединении.

Альянс после развала имеет два пути помимо полного роспуска. Он может попытаться обжиться в незахватываемых-нпц-нулях, утверждая что “теперь мы свободны от оков ПОС-войн”. История полна альянсов на дне каскада, ушедших в нпц-нули, и обещающих вернутся, но окончательно распавшихся через несколько месяцев. Смысл существования альянса в нулях состоит в том, чтобы удерживать захватываемый космос, и после того как альянс лишается этого, большинство корпораций поверженного альянса часто просто не находят общих интересов, чтобы и дальше держаться вместе. Кроме того, есть существенное общественное позорное клеймо, связанное с каскадными альянсами, и обычно процесс каскада сеет значительные семена вражды между оставшимися корпорациями.

Другой вариант действий для такого альянса заключается в том, чтобы стать эмигрантами, и в составе оставшихся после каскада корпораций улететь жить на территорию более сильного и стабильного союзника. Вероятность выйти из каскада в этих условиях фактически зависит от того, насколько терпелив альянс, предоставивший им территорию для проживания. И не только потому, что альянс-беженец больше не страдает от прежних невзгод, но и также потому, что наличие союзников, помогающих поверженному альянсу, чрезвычайно обнадеживающий фактор (и весьма редкий).

В любом случае, воздействие на прежние корпорации и их пилотов после каскада минимально. Большинство альянсов в Еве заканчивает тем, что разрушаются из-за вражеского вторжения, и если этот опыт был травмирующим, проигравшие массово прекращают играть в игру. По правде говоря, подобный опыт всегда травмирует, если судить по постам, оставленными беспомощными пилотами в моменты их страданий. Но сбежав от беспомощного состояния и их поверженного альянса, на помощь приходит умиротворяющий бальзам обоснований своих поражений, и воспоминания услужливо корректируются. Такие пилоты помнят, что они принимали участие в выдающейся битве и никогда не теряли надежды, и именно парни из “вон той” корпорации и разрушили все. Независимо от обстоятельств, в каскаде всегда виноват кто-то другой.

Защита против Каскада

Лучшей защитой против каскада, которую я нашел, является монолитная структура альянса, где “альянс” означает одну корпорацию. Намного сложнее ввергнуть в каскад одну корпорацию, чем целый альянс, поскольку CCP создали корпорацию как диктатуру с абсолютной властью. Альянсы имеют конкурирующих лидеров корпораций и множество различных интересов; в монолитной корпорации возможно и будет некоторое количество внутренней борьбы и интриг, но гораздо меньше, чем в аморфной структуре управления альянсом несколькими корпорациями. Единственным примером монолитного альянса, который я знаю, является Goonswarm, состоящий из корпорации Goonfleet, и нескольких других, намного меньших корпораций. Вместо того, чтобы иметь раздел власти между многими CEO корпораций, у монолитного альянса всего один лидер, и согласие или участие меньших корпораций (хотя и весьма полезное) не является стратегически необходимым.

Также полезно иметь этническую, национальную или национально-культурную уникальность за пределами игры, чтобы связать пилотов в их идентификации с альянсом. В Еве множество этнических организаций, и они имеют тенденцию быть более стойкими к провалу в каскад, чем неэтнические образования. Чем меньше этническая группа, и чем на более изолированном языке они общаются, тем сильнее защита против каскада. В настоящее время, российские и немецкие игроки имеет множество альянсов на выбор, к кому они могли бы присоединиться, таким образом, потребность придерживаться какого-то определенного альянса минимальна. В отличие от них, существует только один польский альянс, и, возможно, два венгерских. Эти пилоты весьма заинтересованы в процветании и развитии своих альянсов.

Практически, это означает, что монолитный или этнический/национальный/культурный альянс может неоднократно сваливаться в состояние беспомощности, но ему очень трудно сместить идентификацию и развалиться.

Что, черт возьми, за Психологическая Чушь

Это все походит на ненаучную фигню? Так и есть! Это – просто анекдотическая теория, которую я вытащил из своей задницы, базирующаяся всего лишь на обширных наблюдениях, и вы можете не верить мне просто потому, что я – очевидный и предубежденный приверженец Goonswarm’а. Несмотря на это, все остальное, что я изучал о беспомощности, обоснованиях, неудачи в познании и неспособности людей предсказывать свое будущее состояние, было подвергнуто суровой проверке и взято из поведенческой экономики и психологии. Вот некоторые ссылки об подобного рода исследованиях, чтобы помочь вам потратить свободное время на работе и/или избежать общих ошибок, таких как стойкая вера в классическую экономику и/или теории о свободе воли.

  • Dan Ariely написал Predictably Irrational и выложил пару весьма интересных докладов на TED. com
  • Dan Gilbert написал Stumbling on Happiness и хэй, вау, еще выложил несколько ошеломляющих докладов
  • Martin Seligman написал множество книг о теории беспомощности, а также по случайному совпадению сделал доклад.

Хотя это не имеет ничего явного с теорией failure cascade, если вы заинтересованы в психологии, шпионаже, или вам просто нравится манипулировать людьми, вероятно стоит прочитать Роберта Б. Чалдини (Robert B. Cialdini и его Influence).

The Mittani
Июль 2009