Меняю один подержанный «Боинг» на два новых аэропорта

Денис Панасюк, 2011

В 2011 году государство намерено продать с молотка множество инфраструктурных объектов. Среди них есть и аэропорты — сектор, который только зарождается

Из-за отсутствия внятной стратегии государства в отрасли авиаперевозок в этом сегменте долгое время не происходило никаких особо значимых событий: аэровокзалы некрупных городов медленно умирали (а многие умерли окончательно), в богатых городах и городах-миллионниках жили, в столицах (Москва, Санкт-Петербург) даже развивались.
Несмотря на это, в России уже в начале XXI века сформировалось несколько частных структур, готовых инвестировать в аэропорты («Новапорт», «Ренова», «Базэл аэро»), а также владеющих контрольными и блокпакетами в региональных «воздушных гаванях».

Вакуум

Так или иначе, рынок аэропортовой инфраструктуры ранее не баловал общественность прорывными проектами. Из значимых сделок второй половины прошлого десятилетия (2005–2009 годы) можно, пожалуй, отметить только следующее:

Приход первого иностранного игрока . В сентябре 2007 года австрийская Meinl Airports International приобрела 100% акций ОАО «Международный аэропорт Улан-Удэ» за $24 млн. Австрийцы планировали вложить еще $100 млн, чтобы резко увеличить пассажиропоток, который на момент покупки составлял примерно 150 тыс. человек в год. В связи с кризисом 2008 года счастливого конца эта история не получила. Потратив около $1 млн, австрийская компания выставила аэропорт Улан-Удэ на продажу в сентябре 2010 года всего лишь за $5 млн.

Аукцион по продаже 100-процентного пакета государства в ОАО «Международный аэропорт Сочи» в ноябре 2006 года . До аукциона среди претендентов на владение компанией назывались «Базовый элемент», частные акционеры Внуково, «Аэрофлот» и т. п. Всего в торгах приняли участие пять организаций. При стартовой цене 3,5 млрд руб. было сделано более 50 шагов, и итоговая цена продажи составила 5,5 млрд руб. Победителем стало ООО «Стратегия-Юг» — структура, аффилированная с «Базэлом» Олега Дерипаски. Помимо структур «Базового элемента» в аукционе приняли участие «Ренова» и одна из частных нефтяных компаний.

Таким образом, это событие показало, что у частных акционеров есть интерес к крупным аэроузлам. Они готовы покупать контроль в компаниях за довольно приличные суммы и инвестировать в аэропорты миллиарды рублей.

В поисках инвесторов и полос

Стагнация и загнивание могут длиться сколь угодно долго, пока в дело не вмешаются обстоятельства. Такими обстоятельствами в области авиаперевозок стали рост пассажиропотока (все больше и больше людей предпочитают летать самолетами, а не передвигаться по суше) и планы по проведению чемпионатов мира по футболу в 2018-м и 2022 году (тогда это были только планы). В отличие от зимней Олимпиады-2014 в Сочи, чемпионат мира должен был пройти в нескольких городах России, что требовало наличия в них не только современных стадионов, но и прочей инфраструктуры: гостиниц, вокзалов и аэропортов.

Столкнувшись с проблемой запустения, власти России должны были выбрать одну из альтернатив по развитию системы авиаузлов: создать единую холдинговую структуру по управлению аэропортами, находящимися под контролем государства (на базе Минтранса или Шереметьево), или продать контрольные и блокпакеты аэровокзалов частным инвесторам. В итоге был выбран второй путь. В то же время часть контрольных пакетов региональных аэропортов — городов Омск, Тюмень (Рощино), Самара (Курумоч) — была передана из федеральной собственности властям этих регионов.

Для привлечения частных инвесторов Минтранс начал повсеместную поддержку развития региональных хабов. Это значит, что теперь аэропорты федеральных округов (Кольцово, Толмачево) будут принимать рейсы из столиц ближайших регионов и самолетами большей вместимости отправлять пассажиров далее по маршрутам. Помимо развития региональной авиации программа подразумевает строительство новых и реконструкцию существующих взлетно-посадочных полос в региональных аэропортах. Это позволит принимать самолеты в большем количестве и с большей пассажировместимостью, что должно избавить московские авиаузлы от излишнего количества транзитных пассажиров (сегодня 70% направляющихся за рубеж концентрируются в столице).

Кстати, это достаточно острая проблема, так как в 2011 году одновременно закрываются на реконструкцию две взлетно-посадочные полосы — в Домодедово и Внуково, и их альтернативой могут выступить аэропорты Новосибирска, Екатеринбурга и Самары. Необходимость принятия подобного решения назрела в связи с декабрьскими проблемами с прилетом / вылетом пассажиров из Шереметьево и Домодедово — крупные региональные аэропорты в это время работали практически без сбоев.

«Каждый пассажир должен иметь возможность потратить намного больше денег, чем он изначально планировал»

Зачем частным инвесторам аэропорты? В одной старой передаче говорилось: «Кролики — это не только ценный мех, но и три-четыре центнера диетического легкоусвояемого мяса». Так вот, аэропорт — это не только бетонная полоса и здание, но также парковки, питание, развлечения, аренда, топливозаправка.

Для многих владельцев аэровокзалов основной задачей является не просто увеличение пассажиропотока, но увеличение времени пребывания потенциальных пассажиров в зоне действия предлагаемых услуг. Другими словами, старая схема — приехал за час до вылета, прошел регистрацию, сел в самолет — должна трансформироваться в новую: приехал за 2,5–3 часа, прошелся по магазинам, покушал, поиграл в разрешенные законом игровые автоматы и т. п. Таким образом аэропорт должен предлагать не просто услугу по быстрой перевозке пассажиров из пункта А в пункт Б, но целый комплекс услуг. Поэтому, как показывает зарубежный опыт, вложение миллиардов рублей «длинных» денег может принести неплохую отдачу.

Не зря основные игроки отрасли принимают активное участие в борьбе за право на покупку и реконструкцию международного аэропорта Нижнего Новгорода, имеющего довольно небольшой пассажирооборот (менее 300 тыс. человек в год). По условиям тендера победитель должен выкупить в ходе допэмиссии 73% акций стоимостью около 710 млн руб. и вложить в реконструкцию аэропорта не менее 3,3 млрд руб. Получается, что инвесторы представляют, каким образом можно отбить 4 млрд руб. инвестиций даже в небольшой региональный аэровокзал.

Расстановка сил

Д штрих 2

На пороге первого и второго десятилетий XXI века на российском аэропортовом рынке существует несколько крупных игроков:

  1. Само государство владеет аэропортом Шереметьево, контрольными пакетами аэропортов Толмачево, Ростов-на-Дону, блокпакетами Кольцово и многих других региональных аэропортов.

  2. Город Москва владеет контрольным пакетом аэропорта Внуково.

  3. «Базэл аэро» — контрольные пакеты в аэропортах Краснодара, Сочи, Анапы, Геленджика.

  4. «Ист лайн» — управление аэропортом Домодедово.

  5. «Новапорт» — контрольные пакеты в аэропортах Челябинска, Томска, Барнаула, Читы, блокпакеты в аэропорте Астрахани и Толмачево.

  6. «Ренова» владеет контрольным пакетом аэропорта Кольцово.

В конце 2009 года, после нескольких лет относительного затишья, на рынке аэропортов началась активность, инициаторами которой стали сразу несколько крупных игроков. В частности, еще одним участником рынка хотел стать Внешэкономбанк. В ноябре 2009 года СМИ сообщили, что холдинг «Новапорт» собирается продать часть активов ВЭБу или Банку развития (менее контрольного пакета). Еще одним вариантом было приобретение ВЭБом паев двух российских ПИФов, создаваемых УК «Ренессанс капитал», на сумму до $200 млн. Эти фонды должны были инвестировать средства в проекты на территории России и стран СНГ, в том числе в области строительства и обслуживания аэропортов. Но сделка между ВЭБом и «Новапортом» так и не состоялась.

Что ждет отрасль в 2011 году?

«А причем здесь фондовый рынок?» — можете спросить вы. Ведь на бирже не торгуются ни «Новапорт», ни «Ренова», ни «Базэл аэро»: простой спекулянт не в силах приобрести контрольные и блокпакеты — слишком дорого. Дело в том, что середина-конец 2010 года просто пестрили новостями о предстоящих сменах собственников в крупных российских аэропортах. Перечислю главные:

  1. Приватизация контрольного пакета акций аэропорта Внуково, принадлежащего городу Москве.

  2. Приватизация и IPO аэропорта Шереметьево.

  3. Продажа государством блокпакета акций в аэропорте Кольцово.

  4. Продажа государством блокпакета акций в аэропорте Анапа.

  5. Продажа государством контрольного пакета акций в аэропорте Толмачево.

  6. Самое главное — IPO аэропорта Домодедово .

Согласно моей теории, в случае если крупная компания из какого-либо сегмента впервые выходит на рынок, проводит IPO, можно ожидать, что другие компании из этого сегмента будут расти в цене. Но не просто расти, а подтягиваться по финансовым показателям к показателям размещаемой компании .

Действительно, ни Домодедово, ни Шереметьево сегодня не торгуются на биржах, однако в вышеуказанном списке есть компании, акции которых имеют котировки на продажу в РТС. Именно об этих компаниях (и трех крупнейших аэропортах России) я вкратце расскажу далее. Итак, самыми крупными аэропортами в России являются московские хабы. На три из них приходится до 70% международного авиасообщения самой большой в мире страны.

Домодедово

Д штрих 2

По данным СМИ, аэропорт контролируется Валерием Коганом и Дмитрием Каменщиком. Уже весной 2011 года организация планирует IPO, в рамках которого намерена привлечь до $1 млрд. Деньги нужны на реализацию инвестпрограммы аэропорта до 2015 года, которая составляет 97 млрд руб. В частности, подразумевается строительство нового пассажирского терминала, парковки, посадочной галереи с телетрапами. Также руководство Домодедово рассчитывает, что государственный бюджет РФ выделит деньги на строительство третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП).

Шереметьево

Государство контролирует 100% акций аэропорта. При подготовке к IPO в 2008 году бизнес оценивался более чем в $2 млрд. В 2011-м планы по продаже бумаг были озвучены вновь — ценник не изменился. В случае же строительства третьей ВПП в Шереметьево капитализация аэропорта может вырасти как минимум еще на 50%. В планах государства первоначально значилось строительство ВПП именно в этом транспортном узле, но лоббисты из Домодедово хотят перетянуть финансирование к себе.

Среди приоритетных проектов следует отметить строительство терминала бизнес-авиации и грузового мультимодального комплекса.

Внуково

Д штрих 2

Москва контролирует 74,3% акций ОАО «Аэропорт Внуково» и блокпакет ОАО «Международный аэропорт Внуково». Мэрия планирует продать свои акции в 2011–2013 годах. Предварительно они оцениваются от $1 млрд до $3 млрд. Потенциальными претендентами на имущество Москвы считаются нынешние частные акционеры аэропорта Внуково.

Уральский хаб

Д штрих 2

Теперь расскажу об аэропортах, акции которых можно приобрести в РТС.

Аэропорт Кольцово, расположенный в Екатеринбурге, — крупнейший по пассажиропотоку после столичных (2,68 млн пассажиров в 2010 году). Его управляющей компании «Кольцово-инвест» (группа «Ренова) принадлежит 51,9% акций, государству — 34,56%. Основная цель «Реновы» в этом проекте — заработать на региональном пассажиропотоке в обход транзитной Москвы.

Сейчас в Кольцово строится грузовой комплекс, а его пропускной способности хватит, чтобы в три раза увеличить пассажиропоток. Это, в свою очередь, должно привлечь региональные перевозки, стыковочные и транзитные рейсы. Для осуществления этой задачи у аэропорта есть детальная программа повышения пассажироперевозок, которая подразумевает дотирование авиакомпаний, обслуживающихся в аэропорту Екатеринбурга, за счет федерального бюджета.

Так или иначе, но в екатеринбургском аэропорту «Ренова» обкатала модель авиабизнеса и теперь планирует ее растиражировать. Ближайшей задачей компании является создание на базе аэропорта Кольцово совместного предприятия по управлению аэропортом Курумоч (Самара). Участниками СП станут Самарская область и ОАО «Аэропорт Кольцово». В случае победы последнего в конкурсе по выбору инвестора для Международного аэропорта Нижний Новгород, самарская схема будет применена и здесь. Так что екатеринбургский авиаузел ожидает радужное будущее.

Однако в покупке акций этого предприятия есть и очевидные минусы. Контрольным пакетом владеет «Ренова», и трудно ожидать, что аукцион по продаже государственного блокпакета привлечет сторонних покупателей. Также не стоит исключать того, что госпакет ОАО «Аэропорт Кольцово» будет не продан, а передан властям Свердловской области. Тогда планы по экспансии Кольцово в другие регионы могут быть нарушены.

Ворота на море

Д штрих 2

Аэропорт города Анапы с пассажиропотоком около 600 тыс. человек в год работает для отдыхающих на российском юге. Владельцем южной гавани является компания «Транспорт АМД» (подконтрольная «Базэл аэро») — 52,84%. У государства при этом 25,5% акций.

В результате прекращения деятельности по реализации авиатоплива в 2009 году аэропорт снизил выручку почти на 70%, с 1,1 млрд до 350 млн руб., зато выросла рентабельность. С другой стороны, особых планов по развитию аэропорт не имеет: расширяться ему некуда, а при нынешнем пассажиропотоке это и не нужно. Даже если государство выставит свой пакет на аукцион, аэропорт вряд ли привлечет потенциальных инвесторов помимо самого «Базэл аэро».

Сибирский транзит

Пожалуй, самой интересной инвестиционной идеей на текущий момент является аэропорт Толмачево. Дело в том, что государство контролирует 51% акций. Еще одним крупным инвестором является компания «Новапорт» (37,3%). Аукцион по продаже госдоли пройдет уже 3 марта 2011 года, и на нем можно ожидать сюрпризов. Любой инвестор, купивший госпакет, станет полноправным владельцем Толмачево, а «Новапорт» может остаться лишь миноритарием.

Побороться действительно есть за что. В сентябре 2010 года в аэропорту была введена в эксплуатацию вторая ВПП стоимостью 4,5 млрд руб. Она является практически всепогодной, что позволяет сажать самолеты в условиях любой видимости и температуры. Это приводит к резкому увеличению грузооборота аэропорта и привлечению десятка новых грузоперевозчиков. К тому же аэропорт уже является региональным хабом для авиакомпании S7, и планируется дальнейшее развитие местных перевозок.

Но и это еще не все. «Новапорт», РЖД и Новосибирская область планируют создать на базе аэропорта Толмачево мультимодальный транспортный комплекс, включающий железнодорожный и автовокзалы. Общая стоимость проекта может составить 6,5 млрд руб.

«Боинг» vs два аэропорта

Повторю свой тезис: если крупная компания из какого-либо сегмента впервые выходит на рынок, проводит IPO, можно ожидать, что другие компании из этого сегмента будут расти в цене. Но не просто расти, а подтягиваться по финансовым показателям к показателям размещаемой компании. Поэтому все вышеперечисленные рассуждения о плюсах-минусах, к сожалению, пусты без финансовых показателей.

Согласно каталожным ценам с сайта корпорации «Боинг», один самолет 767-200ER стоит $144,1 млн, остальные — еще дороже (исключение — старая 737-я модель, цены от $55 млн). Получается, что один новый самолет 767-200ER можно обменять на 100% акций сразу двух аэропортов (к примеру, Толмачево и Анапа), а на сдачу купить эшелон мороженого. Даже подержанный «Боинг» стоит около $25 млн, то есть как весь аэропорт Анапа. Это такая же ерунда, как если бы одно обычное судно стоило дороже, чем все пароходство.

На основании этого я делаю вывод, что либо «Боинги» стоят дорого (что не исключено), либо аэропорты по каким-то причинам пока дешевы. Ну ладно, планы, прогнозы, развитие, экспансия, дешевизна — это все замечательно. Ну а как на этом заработать простому трейдеру?

Предполагаю два возможных варианта.

Первый — рассматривать покупку акций интересных вам аэропортов по нынешним ценникам не как спекулятивные бумаги, а как долгосрочные инвестиции. В таком случае через три-семь лет (как раз к Олимпиаде или чемпионату мира по футболу) результат таких вложений может вас порадовать.

Второй вариант — если вы считаете, что инвестиции в России на срок более года — глупость, то существует альтернатива. Напоминаю, что аукционы по продаже доли государства в аэропортах состоятся в 2011 году, поэтому можно попробовать сыграть на оценке активов для них. Думаю, вряд ли оценка для старта аукциона будет ниже, чем стоимость чистых активов.

Если аукционы состоятся, у вас откроется возможность предъявить свои бумаги по обязательному предложению победителю аукциона. Напомню, что, согласно ФЗ «Об акционерных обществах», при превышении порога 30, 50 или 75% голосующих акций победитель обязан выставить обязательное предложение не ниже цены покупки на аукционе. А во всех трех случаях госпакет как раз и превышает 30% (Анапа и Кольцово) или 50% (Толмачево).

Чтобы вы не бежали впопыхах продавать свой подержанный «Боинг», напомню о рисках первого и второго вариантов.

Риск первого варианта — победитель аукциона в результате покупки госпакета и последующего увеличения доли станет владельцем 95% или более акций аэропортов и может объявить принудительный выкуп бумаг, что лишит вас возможности инвестировать «на годы». Но, по крайней мере, выкуп должен будет состояться по цене не ниже, чем цена аукциона.

Риск второго варианта — победитель аукциона устроит «дербан» пакета, то есть в течение короткого времени перепродаст купленный пакет двум-трем разным юридическим или физическим лицам, в результате чего каждое из них станет владельцем менее 30% акций и избавится от обязанности выставлять обязательное предложение. А вы вместо спекулянта станете «инвестором», в плохом смысле этого слова (см. первый вариант).

Поэтому лучше сначала дождаться объявления оценки госпакета в интересующем вас аэропорту и, уже исходя из собственной стратегии и представлений о риске, принимать решение о покупке / непокупке акций.