Инвестпрограмма РЖД 2025

22.06.2018, 06:22

Просто копирую инвестпрограмму РЖД из Интерфакса, спасибо им огромное за подборку.

Это во-первых интересно, во-вторых касается каждого, в третьих инвестпрограмма формирует спрос на сталь, рельсы, подвижной состав.

Плюс вполне конкретные проекты вроде расширения вывоза угля из Междуреченска и Улак-Эльга.

Есть и Мост на Сахалин за 540 млрд. рублей. и ВСМ на 2,5 трлн. рублей.

Москва. 20 июня. ИНТЕРФАКС - ОАО “Российские железные дороги” на фоне увеличения EBITDA в ближайшие несколько лет планирует наращивать отношение к ней чистого долга по РСБУ, доведя к 2022 году этот коэффициент до 4, следует из проекта долгосрочной программы развития (ДПР) РЖД до 2025 г., с которым ознакомился “Интерфакс”.

По итогам 2017 г. левередж составил 2,8, в 2018 г. он ожидается на уровне 3,1. В дальнейшем намечено его увеличение в 2019 г. до 3,4, в 2020 г. - до 3,5, в 2021 г. - до 3,8. В 2023 г. он ожидается на уровне 4,1, затем будет снижаться.

При этом, по прогнозам монополии, EBITDA будет поступательно расти в течение всего периода, составив в 2018 г. 378,4 млрд руб. (против 353,9 млрд. руб. в 2017 г.), в 2019 г. - 432,6 млрд руб., в 2020 г. - 527,4 млрд руб., в 2021 г. - 596,8 млрд руб., в 2022 г. - 662,5 млрд руб., в 2023 г. - 758,5 млрд руб., в 2024 г. - 864,2 млрд руб. и в 2025 г. - 985,5 млрд руб. Размер обязательств в абсолютном выражении не приводится.

Прогнозные финансовые показатели ОАО “РЖД” в период до 2025 г. (млрд руб.):

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.
Выручка 1 697,6 1 784,9 1 901,9 2 042,4 2 199,2 2 339,9 2 520 2 717,0 2 932,6
Расходы 1 557,6 1 660,6 1 707,8 1 791,5 1 878,2 1 986,4 2 089,6 2 196,4 2 312,8
Прибыль от продаж 140 124,2 194,1 250,9 321,0 353,6 430,4 520,6 619,9
Прибыль до налогообложения 52,4 63,4 95,2 147,2 172,1 183,4 236,3 306,8 403,1
EBITDA 353,9 378,4 432,6 527,4 596,8 662,5 758,5 864,2 985,5
Чистая прибыль 17,5 24,2 41,5 93,3 109,9 117,4 159,6 216,1 282,5
Чистый долг/ EBITDA 2,8 3,1 3,4 3,5 3,8 4 4,1 3,8 3,5
Рентабельность: - по EBITDA 20,8% 21,2% 22,7% 25,8% 27,1% 28,3% 30,1% 31,8% 33,6%
-по чистой прибыли 1,0% 1,4% 2,2% 4,6% 5% 5% 6,3% 8% 9,6%

Осенью в проекте финансового плана компании на ближайшую трехлетку уже обозначали намерения увеличивать объем заимствований, объясняя это необходимостью финансировать инвестиционную программу. То, что объем capex компании в ближайшие годы будет активно наращиваться, отражено и в ДПР. Если в 2017 г. он составлял 464,6 млрд руб. (без учета НДС), а в 2018 г. ожидается на уровне 568,8 млрд руб., то в 2019 г. - уже в сумме 791,4 млрд руб., в 2020 г. - в 937 млрд руб.

Программа базируется на параметрах, обозначенных президентом РФ в “майских указах”: рост к 2024 г. пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей до 180 млн тонн и линий к южным портам - до 131 млн тонн, сокращение сроков контейнерного транзита с востока на запад РФ до 7 дней и четырехкратный рост его объемов ("в основном за счет роста перевозок по маршруту Китай-Казахстан-Россия-Беларусь-Европа - с 177 тыс. TEU в 2017 г. до 910 тыс. TEU в 2023 г.).

Инвестиционная программа в период до 2025 г., предусмотренная ДПР (млрд руб. без учета НДС):

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021-2025 гг. Всего
ВСЕГО 464 560,2 568 771,8 791 442,1 936 994,6 4 791 663,7 7 553 432,5
ПРОЕКТЫ С СУБСИДИЯМИ 185 136,0 202 083,7 254 386,1 200 062,7 722 797,9 1 564 466,4
- БАМ/Транссиб (I этап) 67 589,4 61 441,5 61 670,9 59 519,2 - 250 221,1
- Междуреченск-Тайшет 3 548,6 6 756,1 7 965,7 7 624,1 - 25 894,5
- подходы к портам юга РФ (I этап) 27 827,3 42 101,2 49 932,7 2 394,1 - 122 255,4
- к портам Северо-Запада 8 846,7 15 389,6 20 098,4 16 131,7 161 098,8 221 565,1
- “обход Украины” 37 451,8 2 212,3 - - - 39 664,1
- Мосузел 32 896,2 54 352,2 86 415,3 49 329,7 309 930,2 532 923,6
- ВСМ Москва-Казань 6 882,1 16 402,2 21 291,3 21 821,4 141 788,8 208 185,8
- подходы к СШХ 2 700,0 5 244,2 28 164,0 69 749,9 - 105 858,1
- обход Саратова 93,9 728,6 1 767,7 15 078,4 40 230,2 57 898,8
ПРОЕКТЫ РЖД 279 424,2 366 688,1 537 056,0 736 932,0 4 068 865,8 5 988 966,0
- Санкт-Петербург - - 500,0 4 686,7 47 546,6 52 733,3
- Энем-Кривенковская - - - 160,0 8 170,0 8 330,0
- Ртищево-Кочетовка - 760,0 504,0 3 407,2 11 128,8 15 800,0
- Морозовская-Волгодонская - 447,3 - - - 447,3
- подходы к портам юга РФ (II этап) - - 1 000,0 1 000,0 20 655,3 22 655,3
- обход БМО - - - - 17 400,0 17 400,0
- Пермь-Соликамск - 336,6 653,7 3 821,6 8 843,2 13 655,2
- пермский узел - 423,0 1 441,1 4 550,0 36 060,3 42 474,4
- Ожерелье-Елец - 738,1 1 768,0 3 208,7 12 738,6 18 453,4
- тюменский узел - - - - 22 086,0 22 086,0
- обход Самары - - - - 10 354,0 10 354,0
- Безенчук-Октябрьск - - - - 7 300,0 7 300,0
- БАМ/Транссиб (II этап) - 3 923,2 36 612,3 56 213,2 363 649,8 460 398,4
- (III этап) - - - - 92 100,0 92 100,0
- Артышта-Междуреченск-Тайшет - 1 764,4 5 024,0 21 641,1 43 065,2 71 494,7
- мост на Сахалин - 1 000,0 8 000,0 43 500,0 487 800,0 540 300,0
- увеличение контейнеропотока - - 1 000,0 40 914,8 160 411,2 202 326,0
- безопасность 114 219,9 108 894,6 153 107,8 187 933,9 829 860,0 1 394 016,3
- ограничения инфраструктуры 59 181,5 120 742,9 167 861,4 173 227,6 1 009 229,8 1 530 243,1
- транспортная доступность для населения 14 633,5 12 654,6 9 064,1 8 554,8 53 460,9 98 367,8
- подвижной состав 76 964,1 104 800,6 126 390,8 159 627,6 745 403,6 1 213 186,7
Прочие проекты 14 425,2 10 202,6 24 128,8 24 484,9 81 602,5 154 844,0

Проект модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей предполагает развитие пропускных способностей к 2020 г. на 66,8 млн тонн (к уровню 2012 г.) для вывоза грузов с основных месторождений в направлении портов и пограничных переходов Дальнего Востока. Чистая приведенная стоимость (NPV): коммерческая -134,7 млрд руб., бюджетная: 179,2 млрд руб. Дисконтированный срок окупаемости (бюджетный) - 14 лет.

II этап проекта, реализуемый за счет “Российских железных дорог”, предполагает увеличение пропускной способности выходов из Кузбасса, БАМа и Транссиба для освоения прогнозируемого потока грузов после 2023 г. (NPV для РЖД - 54,6 млрд руб., период окупаемости - 32,3 года, приток денежных средств в бюджеты РФ - 594,5 млрд. руб.). Проект развития участка Междуреченск-Тайшет в Сибири также реализуется для увеличения грузопотока в восточном направлении к 2020 г. на 15 млн тонн. Коммерческая NPV оценивается в 16,2 млрд руб., бюджетная - в 36,6 млрд руб., окупаемость - в 12 лет.

Похожая задача у проекта развития инфраструктуры на ближних и дальних подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. К 2020 г. ее пропускная способности к уровню 2015 г. должна вырасти до 59,6 млн тонн. Коммерческая NPV - 56,7 млрд руб., бюджетная - 53,3 млрд руб., срок окупаемости - 14,9 лет. На II этапе - после 2019 г. - предполагается дополнительное развитие - “для обеспечения перевозки объема грузов, прогнозируемого к 2025 г.”. В этом же регионе РЖД планируют усиление инфраструктуры на линии Энем-I (Адыгея) - Кривенковская (Краснодарский край) для увеличения пассажирских перевозок к курортам Азово-Черноморского бассейна на 13 пар в сутки и ускоренного движения поездов (в том числе пригородных) за счет строительства вторых путей на трех “лимитирующих” участках.

Развитие ж/д инфраструктуры намечено и на ближних и дальних подходах к портам Северо-Запада РФ. Предполагается, что к 2020 г. она вырастет до 145,6 млн тонн в год и до 165,7 млн тонн к 2025 г. Срок окупаемости для РЖД оценивается в 16,5 лет, коммерческая NPV - в 85,9 млрд руб., дисконтированный приток денежных средств в бюджетную систему РФ - в 571,8 млрд руб. С 2019 г. также намечено развитие железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга - в соответствии с ожидаемым пассажиропотоком. Правда, пока экономические параметры проектов находятся в стадии проработки.

Продолжится и развитие московского транспортного узла, предполагающее повышение пропускной способности “в условиях увеличивающихся размеров пассажирского движения”. Кроме того, планируется выделять средства на строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) “Москва-Казань” (на ее I этап до Владимира). После 2020 г. начнется формирование “глубокого обхода” Большого Московского окружного кольца (БМО) по направлению Рыбное (Рязанская обл.) - Узуново - Ожерелье (Подмосковье) - Узловая - Плеханово (Тульская обл.) - Сухиничи (Калужская обл.) - Духовская (Смоленская обл.) - Смоленск. Это позволит обеспечивать прогнозируемый объем транзитного грузопотока в московском транспортном узле.

В свою очередь электрификация линии Ожерелье-Узловая-Елец для специализации под пассажирское движение позволит переключить 27 пар поездов с казанского на павелецкое направленное Московской железной дороги, увеличив пропускную способность до 65 пар. Коммерческая NPV - 15,4 млрд руб., срок окупаемости - 36,1 года.

В Поволжье намечено строительство западного обхода саратовского узла с усилением участка Липовский-Курдюм - для пропуска 23,9 млн тонн грузов, сокращения маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей, а также развитие арктической зоны РФ. Также проект позволит увеличить пропускную способность на подходах к саратовскому узлу для дополнительной перевозки 49,2 млн тонн к 2020 г. с дальнейшим наращиванием этого объема. Коммерческая NPV оценивается в 5,6 млрд руб., срок окупаемости для РЖД - в 27 лет, внутренняя норма доходности - в 11,5%.

Кроме того, в 2018 г. предполагается реконструировать участок Морозовская-Волгодонская (Ростовская обл.) для переключения на направление Лихая-Морозовская-Куберле-Тихорецкая части транзитных грузовых потоков (до 25 пар поездов в сутки) для разгрузки главного пассажирского направления Лихая - Ростов-на-Дону. Завершается и проект строительства новой линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск для “необходимого уровня безопасности перевозок в обход участков через территорию Украины”.

Для специализации под грузовое движение на направлении “центр-юг” намечена электрификация участка Ртищево (Саратовская обл.) - Кочетовка (Тамбовская обл.). Это сократит эксплуатационные затраты (за счет ускорения поездов), а также расходы на обслуживание и ремонт локомотивов, содержание локомотивных бригад и расходов из-за простоя составов на станциях при смене вида тяги. Коммерческая NPV - 2,1 млрд руб., срок окупаемости для РЖД - 16,4 лет.

На севере европейской части РФ планируется развивать инфраструктуру на подходах к Северному широтному ходу (СШХ) - на Северной и Свердловской железных дорогах. NPV проекта оценивается в 31,9 млрд руб., период окупаемости - в 39 лет, дисконтированный приток денежных средств в бюджетную систему РФ - в 652 млрд руб. Кроме того, с 2018 г. начнется развитие направления Пермь - Соликамск. Коммерческая NPV - 23,8 млрд руб., срок окупаемости - 15 лет. Также предполагается развивать и пермский ж/д узел со строительством моста через Каму (между станциями Пальники и Блочная). Проект позволит оптимизировать железнодорожные перевозки внутри города. Коммерческая NPV оценивается в 23,4 млрд руб., срок окупаемости - в 19,7 лет. Развитие пропускных способностей для пропуска возрастающего грузопотока после 2020 г. предполагается и в тюменском ж/д узле.

Строительство третьего пути на участке Безенчук-Октябрьск (Самарская обл.) после 2020 г. позволит убрать “барьерные места” и обеспечить прогнозируемый объем перевозок грузов в порты юга и северо-запада России. Также планируется сделать двухпутным весь участок Кинель-Безенчук, создав обход самарского железнодорожного узла. Среди крупных проектов периода - строительство линии Селихин (Хабаровский край) - Ныш (Сахалин) с переходом через пролив Невельского пропускной способностью в 36,9 млн тонн грузов к 2030 г. Уже начались проектно-изыскательские работы. NPV для РЖД оценивается в 138,1 млрд руб., приток средств в бюджеты РФ - в 504,1 млрд руб.

Продолжится реализация проектов по обеспечению транспортной, экологической и пожарной безопасности, гражданской обороны, обновлению системы материально-технического снабжения, реконструкции и строительству объектов технологического и коммунального назначения, предупреждению травматизма граждан, обновлению терминально-складского комплекса. Предусмотрено развитие технологической устойчивости производственного процесса за счет инвестиций в обновление предприятий путевого комплекса, устройства электроснабжения и автоматики и телемеханики, вложений в локомотивное и вагонное хозяйство.

Также планируется своевременно реконструировать инфраструктуру для обеспечения безопасности движения и снижения темпов старения активов. Программа состоит из большого количества локальных проектов со средним дисконтированным сроком окупаемости около 15 лет. Проект по увеличению транспортной доступности для населения предполагает создание новой и уменьшение износа существующей пассажирской инфраструктуры, ее адаптацию для маломобильных пассажиров. Также РЖД планируют внедрять ресурсосберегающие технологии и автоматизированную систему коммерческого учета электроэнергии на вводах подстанций (срок окупаемости проектов - около 10 лет).

Отдельно компания приводит информацию по проектам, реализуемым сторонними инвесторами без учета ее средств.

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021-2025 гг. Всего
ВСЕГО 5 981,8 98 864,3 261 362,5 2 433 705,9 2 799 914,5
Кызыл-Курагино 142 700,0 142 700,0
СШХ 2 080,8 4 959,2 41 560,8 81 846,8 130 447,6
Улак-Эльга - - - 45 500,0 45 500,0
Ж/д для ВНХК - 1 043,0 7 450,0 6 407,0 14 900,0
ВСМ-коридор Евразия" - 72 619,1 184 176,3 1 896 334,5 2 153 129,9
ВСМ Москва-Казань - 69 706,5 182 578,6 1 080 127,5 1 332 412,6
ВСМ Казань-Екатеринбург - - - 441 843,3 441 843,3
ВСМ Екатеринбург-Челябинск - 2 912,6 1 597,7 361 389,7 365 900,0
ВСМ Москва-Красное - - - 12 974,0 12 974,0
Покупка поездов для ВСМ Москва-Владимир 1 938,0 3 876,0 3 488,4 29 457,2 38 759,6
ВСМ Москва-Тула - - - 93 477,4 93 477,4
СМ Тула-Белгород 920,0 9 200,0 17 480,0 64 400,0 92 000,0
СМ Екатеринбург-Нижний Тагил - - 650,0 12 350,0 13 000,0
СМ Новосибирск-Барнаул - 760,0 7 600,0 67 640,0 76 000,0
ВСЕГО С УЧЕТОМ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 574 753,6 890 306,4 1 198 357,1 7 225 369,6 10 353 347,0

Среди них - строительство железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино для вывоза по железной дороге 15 млн тонн угля с Элегестского угольного месторождения в Туве в порт Ванино (Хабаровский край).

Создание Северного широтного хода предполагается за счет средств концессионера.

Проект по развитие участка Улак-Эльга предполагает завершение строительства линии длиной 321 км от Эльгинского угольного месторождения для вывоза продукции с ГОКа в объеме 15 млн тонн в год.

Также планируется создать железнодорожную инфраструктуру для Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) ПАО “Роснефть” - осуществить развитие станции Кузнецово и проложить путь к станции Заводская.

Отдельный блок проектов, которые предполагается реализовать за счет сторонних инвестиций, связана с высокоскоростным сообщением. Среди них - создание грузопассажирского железнодорожного коридора “Евразия”, ВСМ Москва-Казань, Казань-Екатеринбург, Екатеринбург-Челябинск, Москва-Красное, приобретение 15 поездов для ВСМ Москва-Владимир. Также планируется строительство скоростных магистралей (СМ) Тула-Белгород, Екатеринбург - Нижний Тагил и Новосибирск-Барнаул

Также компания привела в ДПР прогноз консолидированных финансовых показателей по РСБУ с учетом плана продаж “дочек” на горизонте до 2025 г. (сокращения периметра холдинга со 125 до 55 компаний). Эти сведения также свидетельствуют о планах наращивать уровень долга.

Прогнозные финансовые показатели группы РЖД в период до 2025 г. (млрд руб.):

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.
Выручка 2 242,3 2 369,9 2 508,5 2 698,8 2 935,3 3 081,6 3 313,7 3 567,5 3 837,2
Расходы 2 054,5 2 212,4 2 275,1 2 395,7 2 539,5 2 646,6 2 795,0 2 948,0 3 108,3
Прибыль от продаж 187,8 157,5 233,4 303,1 395,8 435,1 518,7 619,4 728,9
Прибыль до налогообложения 80,3 86,0 124,9 185,9 233,5 244,7 300,5 380,0 485,4
EBITDA 420,8 449,3 511,3 617,5 712,1 779,2 880,7 996,9 1 127,6
Чистая прибыль 32,8 36,2 59,9 118,1 153,3 159,0 202,6 265,6 338,6
Чистый долг/ EBITDA 2,4 3,0 3,3 3,5 3,5 3,8 3,9 3,7 3,4
Рентабельность: - по EBITDA 18,7% 19% 20,4% 22,9% 24,3% 25,3% 26,6% 27,9% 29,4%
-по чистой прибыли 1,5% 1,5% 2,4% 4,4% 5,2% 5,2% 6,1% 7,4% 8,8%

Погрузка в период до 2025 г., по прогнозам компании, будет ежегодно расти на 3-4,5%, грузооборот - на 3,9-4,7%.

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.
Погрузка (млн тонн) 1 261,3 1 299,2 1 341,0 1 386,7 1 437,8 1 496,1 1 560,9 1 630,1 1 703,7
Динамика - +3% +3,2% +3,4% +3,7% +4,1% +4,3% +4,4% +4,5%
Грузооборот (млрд тонно-км) 3 176,7 3 302,1 3 433,4 3 573,5 3 720,4 3 880,6 4 058,4 4 246,5 4 445,5
Динамика - +3,9% +4% +4,1% +4,1% +4,3% +4,6% +4,6% +4,7%

Служба финансово-экономической информации