Как писать книги - Стивен Кинг

Ни разу не читал ни одной книги Стивена Кинга. Я вообще не люблю читать художественную литературу. Коль скоро я озадачился желанием написать свой бестселлер (предположительно про счастье), я решил немного прокачать матчасть…
Как писать книги - Стивен Кинг
… и начал с этой книжки.

Книга "«мне понравилась. Она читается „уютненько“. Так уютненько, что в процессе у самого рождается жгучее желание стать писателем и писать художественную беллетристику. От книги с названием „Как писать книги“ ожидаешь более формального повествования в жанре non-fiction, но в итоге, снова читаешь художественное произведение с кучей историй и рассказов, только о самом Кинге и вокруг Кинга. В середине книги наконец наступают советы „как писать“, которые слегка выделяются от остального повествования.

Вначале я напишу, что я запомнил из книги, не обращаясь к моим пометкам на ее страницах. То есть о тех самых сильных моментах, которые остались у меня в памяти.

Во-первых, стало понятно, что Кинг стал писателем, потому что любил читать. Кинг и сам говорит, что главный секрет писателя, — это „как можно больше читать и как можно больше писать“. Сам он говорит, что хоть и читает медленно, прочитывает около 70 книг в год.

Во-вторых, он писал, потому что не мог не писать и никогда не думал о деньгах. Да и сам признает, что заработать на писательстве бабок вряд ли кому-то удастся.

В-третьих, как я и предполагал, он подходит к творчеству весьма системно. Он пишет по утрам. Запирается от внешнего мира в кабинете, пишет „за закрытой дверью“. Пишет каждый день, без выходных и праздников, пишет, потому что ему это нравится. Несмотря на системный подход, Кинг не любит заранее планировать сюжет. Пишет спонтанно от начала и до конца, хотя вроде как общее направление сюжета примерно себе представляет.

В-четвертых, я не понял, как сейчас (наверное уже возраст не тот), но в 70-е и 80-е Кинг был жутким алкашом и торчком. Он сбухивал ящик пива в день, курил и потом еще начал употреблять наркотики.

Очень интересно описан в книге переломный момент в жизни. Когда он еле еле сводил концы с концами, работая учителем и в прачечной, имея жену и двоих детей. А потом бах, где-то примерно в 1973 году права на его книгу „Кэрри“ были куплены за $400,000 и тут он вполне конкретно а**ел. От этого Кингу по контракту причиталась половина, в сегодняшних деньгах это было $1,1 млн
Как писать книги - Стивен Кинг
Я кстати бегло погуглил, сейчас состояние Кинга оценивается в $400 млн. Всего продано 350 млн его книг.

Кинг потратил немало времени, чтобы описать свой начальный этап, но совершенно не дал насладиться радостью своей победы — не рассказал, как изменилась его жизнь после этих денег, как он уволился из школы, как переехал в новый дом и так далее.

Теперь пара формальных вещей, которые я списываю по своим отметкам, сделанным в процессе чтения:

  • Надо иметь большой словарь — для этого надо читать
  • Выражаться надо просто и прямо
  • Избегайте пассивного залога глаголов стр.131
  • Наречие вам не друг стр.133
  • Абзацы важны. В легких книгах абзацы короткие стр.140
  • Важно „заманивание читателя“, рассказывание ему истории.
  • Усилиями, серьезностью автора определяется успех книги
  • Если у вас нет времени чтобы читать, то у вас нет времени чтобы писать
  • чем больше вы читаете, тем меньше у вас шансов выставить себя дураком
  • отключение телика улучшает качество вашей жизни и качество вашего письма
  • писать надо 4-6 часов в день, 10 страниц или около 2000 слов.
  • для продуктивности надо работать в безмятежной обстановке
  • когда я не работаю, я не работаю совсем
  • надо ставить себе цель на рабочий день
  • читателю нужна книга, к-я захватит, затянет, заставит переворачивать страницы до конца
  • Книга состоит из: Повествование, Описание, Диалог стр.176
  • Описание — визуализация того, что должен испытать читатель.
  • Меньше описывайте героев, больше место действия
  • пишет сначала черновик. Потом 6 недель дает ему отлежаться, потом перечитывает и исправляет 1 раз, потом дает почитать жене и 4-8 друзьям, потом снова переписывает
  • суперформула: второй вариант = первый вариант -10%

Прочитал эту книгу Кинга. Мои мысли.

  • отражать события в форме некоего рассказа.
  • писать короткие главы но с законченной историей.
  • Сначала написать в целом, а потом раскрыть суть и сюжет подробно. (глава 10)
  • Описывать простые вещи просто. Без доп информации. Например, клетка это просто клетка и не важно из какого она материала и какого размера. важно только то, что мы видим внутреннее содержимое клетки.
  • Не использовать “в темное время суток” если можно написать “вечером”.
  • Избегать пассивных слов. Тело перенесено на диван. Лучше - тело перенесли на диван.
  • Не использовать наречия. (храбро сказал он, резко закрыл дверь, а также задохнулась от возмущения, заскрежетал он и подобное)
  • много читать, много писать.
  • не важно, что никто не прочтет то, что я написал, удовольствие получается не от внимания, а от творчества.
  • забить на телевизор и ограничить программы из телевизора.
  • Создать привычку, писать в одно и тоже время одно и тоже кол-во слов.
  • Закрыть дверь в комнату и пока дело не сделано не покидать комнату. Музыка создает нужную атмосферу.
  • Не ждать вдохновения - просто работать.
  • Писать правду о том что любишь и что читаешь. Знания не обязательны - воображение в помощь.
  • Подсчет кол-ва слов на каком нибудь сайте с разбивкой по тому какие слова чаще используются.
  • сначала сюжет, некая ситуация, потом о герое и его жизни.
  • Сюжеты искать на форумах или из жизни.
  • Писать честно и правду (какую вижу).
  • Надо сочинять, подключать воображение и при этом ни лгать ни в одном слове.
  • Описание не должно быть конкретным. Пусть будет - изгой школы с плохим цветом лица и одет как типичная жертва. Читатель остальное сам представит.
  • Не писать банальные штампы - он дрался как тигр.
  • Несколько вариантов текста.
  • Дать читать друзьям для критики.
  • Гарри Поттер - как сделано возвращение к предыдущим книгам.
  • Работать над предысторией.

Еще стоит почитать:
Зинсер, У. Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов.