Порой ребёнка нелегко выдержать

Порой ребёнка нелегко выдержать…

Порой ребёнка нелегко выдержать с его чувствами.

Однако чем больше я в профессии, тем отчётливее вижу, что признание родителем права ребёнка на чувства формирует крепкую, устойчивую связь между ними. А впоследствии – и с другими близкими людьми.

…Сначала я встретилась со злостью. Мой ребенок (5 лет) ужасно злился на меня, когда я хотела для него самого лучшего. Теперь мне очевидно, что этот детский протест против насилия был первой заявкой на автономию. Надо сказать, я этот протест выдержала и даже вынесла преимущество – я обрела профессию.

…Потом я встретилась с меланхолией. Можно назвать её унынием, нытьём. Это было тяжело. Мне всё время хотелось ребёнка полечить, чтоб меланхолия прошла. Но благодаря этому опыту я узнала, что ребёнок имеет право быть расстроенным и опечаленным.

…Потом я встретилась с непохожестью. Настолько радикальной, что меня это испугало. Я хотела найти подход к ребёнку, но ничего не выходило.

Всё, о чем я сама мечтала в детстве, было отвергнуто. Все мои предложения по налаживанию контакта не работали. Как же общаться с ребёнком, с которым так мало общего?

Пожалуй, этот опыт был самым трудным. Благодаря ему я смогла увидеть, что контакт возможен всегда. Не такой, какой видится изначально. Совсем другой, но всё же возможен. ………….

Что значит – принимать чувства (состояния) ребёнка?

Это значит – заметить их. Он опечален. Он горюет. Он соскучился и нуждается. Боится. Злится. Радуется.

Это значит – воспринимать чувства всерьёз. Уважать. Не интерпретировать детей, как будто они взрослые.

Это значит – принять. То есть согласиться с тем, что они, чувства, не случайны. Иногда – успокоить. Иногда – обозначить границы. Иногда – согласиться.

…….

Вспоминаю, был период у моих парней, когда они были младшими школьниками. Они по очереди приходили ко мне и рассказывали, какой брат плохой. Никчёмный урод. И любить его не за что. А нужно наказывать и лишать.

Поначалу я вообще не знала, что делать. Понимала только, что рассказы про братскую любовь в этом случае никак не уместны.

Я слушала. Не осуждала и не поддерживала. Интересовалась, что вызвало эти переживания.

Через какое-то время до меня дошло, что им важно, чтоб я могла принять и эти чувства. Чувства нелюбви.

Когда они выговаривались, им становилось легче. Через какое-то время эти разговоры исчезли. Видимо, принятые чувства нелюбви превратились в право переживать самые разные чувства в отношениях. Теперь парни обходятся и без моей помощи.

Стоит ли говорить о том, что братья, будучи автономными (отделёнными), теперь в хороших отношениях? У каждого своя жизнь, но они прекрасно сотрудничают, если есть необходимость.

Порой нелегко выдержать ребенка с его чувствами. Важно, чтоб родитель не хотел ничего изменить, вылечить или исправить. Нужно уметь слушать и воспринимать.

Это основа для крепкой и устойчивой близкой связи.