Совсем не о спорте

Совсем не о спорте

Когда моему среднему сыну исполнилось 4 года, я отвела его в бассейн. Мне хотелось, чтобы все мои дети научились плавать, так что в этом поступке не было ничего особенного. Но вдруг оказалось, что у него есть способности к плаванию. В смысле - способности для большого спорта.

Так Дима оказался в детской спортивной школе. В нашу жизнь вошли многочисленные соревнования, в которых он часто побеждал. Почти всегда побеждал.

Я ликовала. При этом я не хотела замечать, что ему было трудно. Он часто жаловался. В секции были ребята старше его, и они его задирали. Конкуренция, что поделать. Нагрузки были ему велики.

Я постоянно уговаривала его «еще немного, еще чуть-чуть. А потом будет полегче».

Легче не становилось.

Однажды, когда я провожала его на очередную тренировку, он никак не мог зайти в здание бассейна. На лице была написана мука. Я наконец-то прозрела.

Передо мной стоял выбор. Уйти - означало потерять большую возможность. Догнать ее, эту возможность, уже будет нереально. Поезд уйдет навсегда. Мой ребенок этого пока не мог понять.

Однако сил его явно не хватало на то, чтобы тянуть эту возможность. Я сделала над собой усилие и отступила. Сын забросил плавание.

Самое интересное случилось потом. Вопреки моим ожиданиям, он не заменил плавание другим занятием. Он забросил все занятия, которыми занимался до сих пор. И не соглашался ни на что, что бы ему ни предлагалось.

Видимо, ему нужно было восполнить силы. И, как я поняла позже, найти свою мотивацию. Ведь до сих пор он ее не имел. Плавание было моим желанием, и моим усилием. Нам обоим было от этого тяжело.

Сын «ничего не делал» два года. Даже пробовать ничего не хотел. Я перестала настаивать. В четвертом классе его заинтересовал спортивный бадминтон. Он попросил меня поговорить с тренером. Я так и сделала.

Но с тех пор я не вмешалась ни разу. Я наблюдала. Мне вдруг стало очевидно, что Дима любит игровые виды спорта, а не состязательные. Я видела, что ему самому нравится расти в своих умениях. У него появились друзья.

Я больше не тратила свои усилия на то, чтобы его тянуть за уши. Он сам выбрал свое занятие и сам за него отвечал. Потом что-то не заладилось. То ли тренер потеряла к нему интерес, то ли он сам остыл. Появилась неудовлетворенность.

Он советовался со мной. Я предлагала разные варианты - от «поговорить» до «сменить школу или спорт». Но, как и прежде, активно я не вмешивалась. Невмешательство стало моей принципиальной позицией.

В этом году Дима записался в футбольную секцию. Играет с удовольствием. Да, он любит игру. Однажды его спросила: как тебе там?

  • Веселее. И честнее. Не то, что с той бабой.

  • Тебе здесь нравится больше? Почему?

  • Тренировки проходят весело и интересно. Тренер злится иногда, но это не раздражает. Наоборот, смешно. Наверное, он добрее.

  • Ты думаешь, что это связано с тем, что та тренер была женщиной, а этот - мужчина?

  • Мммм… Нет, все-таки. Они просто разные люди. Мне этот наставник и эта школа больше подходят.

Я снова ликую, но уже по другому поводу. Плевать на награды. Мой сын имеет собственную мотивацию и уже умеет выбирать.