Байки и быль о пассивном инвестировании, сложных процентах и раздавленной бабочке, которая повлияла на президента США
Чтение в России является самодостаточным занятием, причем наши люди в основном воспринимают написанное не как руководство к действию, а как повод обменяться мнениями по этому поводу с друзьями. Лет десять назад, когда установился относительный порядок после дефолта, на полках книжных магазинов появились произведения популярных на Западе авторов: Бодо Шефера и Роберта Кийосаки. Первый написал «Путь к финансовой независимости. Первый миллион за семь лет» и «Прорыв к финансовому успеху», второй — бестселлер «Богатый папа, бедный папа». Эти книги, без преувеличения, оказали огромное влияние на многих людей. По характеру воздействия их можно сравнить с трудами Карлоса Кастанеды — все это относится к мотивирующей литературе. Естественно, со временем появились и их отечественные клоны, а также масса людей, которые проводят семинары о личных финансах, пересказывая их содержание.
Из всего многообразия идей, представленных в литературе о способах достижения финансового благополучия, наш читатель вынес несколько ключевых, а именно:
-
нужно стремиться к получению пассивного дохода, в том числе используя MLM;
-
пассивный доход надо инвестировать в безрисковые инструменты;
-
к пенсии можно стать миллионером за счет сложных процентов.
Подхваченные большим количеством людей, эти мысли, подобно вихрю торнадо, кочуют из одного информационного источника в другой. На просторах блогосферы и на «сопредельных территориях» их постят все кому не лень — от сотрудников рекламных отделов инвестиционных компаний до студентов, которые спешат поделиться с однокурсниками впечатлениями от только что прочитанного.
Двуполярность пассивного инвестирования
Многие из вышеперечисленных идей существуют в общественном сознании уже давно. Люди, даже поверхностно знакомые с античной историей, знают, кто такой Марк Лициний Красс — именно он подавил восстание Спартака. Однако немногим известно, что он был богатейшим человеком своего времени. По одной из оценок, его состояние в пересчете на современный уровень цен равнялось $170 млрд — больше, чем у Билла Гейтса, Уоррена Баффета и Карлоса Слима, вместе взятых. Античный миллиардер был еще и преуспевающим политиком. А поднялся и раскрутился он при помощи не столько пассивного дохода, сколько финансовых махинаций. Будучи близким другом Луция Корнелия Суллы во время устроенных тем проскрипций, Красс скупал по дешевке имущество жертв всемогущего диктатора, а потом перепродавал его втридорога или же сдавал в аренду. Он прожил долгую, насыщенную разными коллизиями жизнь. В 53 году до нашей эры Красс отправился в поход против парфян, потерпел поражение и погиб.
Те же из читателей, кто интересовался французской литературой, наверняка вспомнят героя повести Оноре де Бальзака — скупого и расчетливого ростовщика Гобсека, чье имя стало нарицательным. Однако мало кто захочет быть похожим на него — уж больно непривлекательным он оказался. Гений пера одного из самых талантливых французских писателей чутко уловил, что образ жизни человека, провозгласившего «…миром правит — золото, золотом правит — ростовщик», неизбежно наложит свой отпечаток и на его внешность. Бальзак писал, что у Гобсека были «лунный лик», желтые, как у хорька, глаза, острый длинный нос и тонкие губы.
Современный получатель пассивного дохода, напротив, обладает более приятным обликом — по идее, это должен быть бодрый и энергичный человек средних лет, который в редкую минуту досуга предается мечтам о пенсии. Однако он страдает от того, что не любит свою работу. Пенсия для него — уход в нирвану, на Елисейские поля, где можно забыть обо всех ужасах корпоративной этики, кошмарах дресс-кода и утомительной серости планерок.
Пассивный доход, возведенный в абсолют, делает его личностью не очень-то привлекательной, главным образом из-за того, что отучает трудиться, делать что-то своей головой и своими руками, то есть созидать. На это можно возразить, что «пассивный» инвестор вкладывает деньги в реальную экономику, удовлетворяя за счет своих средств нужду в инвестициях там, где они требуются. Это плюс. Но есть и минус. Когда-то на уроках физики в школе нам объясняли, что электрический ток — это движение электронов от одного полюса к другому, добавляя при этом, что можно также говорить о движении электронных дырок — положительных зарядов — в обратную сторону. Так вот, образно выражаясь, наш «пассивный» инвестор оказывается в той самой электронной дырке: деньги ушли, а вместе с ними ушла и энергия созидания.
Осознавая, что написанное в предыдущем абзаце больше походит на эмоциональные восклицания, чем на рациональный анализ, хочу добавить, что к накопительству и к жизни на процент русские испокон веков относились не очень-то одобрительно. А вот про MLM, или сетевой маркетинг, который пропагандировал Кийосаки, можно сказать, что, хотя сама схема, по идее, хороша и была апробирована на Западе, у нас она «не заладилась»: гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить. То ли оттого, что MLM скомпрометировал себя за счет огромного количества сомнительных пирамид, в которых людям предлагали продавать друг другу идею о возможности разбогатеть. То ли оттого, что национальный характер наш идет вразрез с поведенческими императивами, предписываемыми этой идеологией, — ну, не любит наш человек вставать в пять часов утра и после душа и пробежки обзванивать своих друзей и знакомых, задавая им шаблонный вопрос: «Как вы думаете, сколько стоит информация о том, что вы в короткий срок можете стать богатым человеком, не делая при этом ничего особо трудного?» Заманчивая на первый взгляд схема на поверку оказалась совсем неинтересной.
Любовь с риском
Если вы боитесь, избегаете и прячетесь от риска, то на фондовом рынке вам делать ровным счетом нечего — разве только вкладывать деньги под 5% годовых в государственные облигации. Лучшее, что вас в этом случае ожидает, — почетный титул «инвестиционного клоуна» и съедаемый зубастой инфляцией счет в какой-нибудь не очень известной брокерской фирме.
Риск убытка в будущем можно уподобить дрессированному тигру: вероятно, когда-нибудь он и бросится на вас, но, если его регулярно кормить и притом свежим мясом фундаментального анализа, этот момент отодвигается в бесконечность. Риск можно укротить, обуздать и приручить — просто надо знать как. Наивная диверсификация (не кладите все яйца в одну корзину) является самым простым и вместе с тем самым неэффективным способом ухода от него. Дело в том, что любое распределение вложений по нескольким активам снижает не только риск, но и доходность. Причем это в большинстве случаев оказывается настолько существенным, что сводит на нет весь эффект ухода от риска — иной портфельный управляющий, окончательно запутавшийся во всех этих бета-коэффициентах, мечтает о том, чтобы затариться какой-то одной бумагой «на всю мазуту» и сразу «попасть в дамки» или же «положить голову на плаху».
Здесь можно вспомнить об одном моем знакомом — управляющем фондом, который лет пять-шесть назад вложил все деньги в акции «Газпрома». Дело было накануне либерализации рынка ценных бумаг компании, и он резонно рассуждал, что после нее внутренние цены на инструменты газового монополиста подтянутся на уровень мировых, а не наоборот. В результате все вышло именно так, а мой знакомый вписал свое имя в историю как один из самых успешных управляющих 200… года. И можно добавить фразу, которую неоднократно повторяет живая легенда мира инвестиций Уоррен Баффет: диверсификация — это плата за лень. Иными словами, если вы детально изучили предприятие-эмитент, то понимаете, что в принципе можно ожидать от его акций. А раз так, риск становится близким, понятным, и его уже не надо бояться.
Если вам лень (или вы не умеете) заниматься фундаментальным анализом предприятия-эмитента, то возьмите учебник по опционам и прочитайте главу о том, как хеджировать длинную позицию по бумагам с помощью покупки опционов пут, причем здесь подойдут опционы как на отдельные акции, так и на индексный фьючерс. По сути это страховка: заплатил премию, купил пут-опцион — значит, застрахован от падения. Даже ребенка можно научить этому.
В феврале 2008 года в Москву с семинаром приезжал известный американский трейдер и педагог Александр Элдер. Он признался, что еще не научился выписывать, то есть продавать, опционы. Но ведь покупать-то он их умеет, а что умеет Элдер, тому может научиться каждый! Если вы не хотите читать соответствующую литературу (или не можете в ней разобраться), то просто научитесь выставлять стоп-заявки (у того же Элдера в его «Основах биржевой торговли» все это прекрасно описано).
При нежелании выставлять «стопы» или плачевном результате от их использования можно глубоко задуматься над сутью риска. Посмотреть тигру в глаза, устроить, так сказать, парную медитацию, в процессе которой откроется интереснейшая особенность движения цен на вторичном рынке акций: восходящий тренд бывает вызван в основном покупками крупных инвесторов и спекулянтов. Следовательно, они не позволят цене опуститься. А раз так, то риск инвестиций будет минимален, а доходность — максимальна. Если бы на рынке акций высокая доходность всегда была сопряжена с высоким риском, то тогда было бы непонятно, как в такой ситуации вообще можно зарабатывать большие деньги. Пример Баффета настолько убедительно опровергает гипотезу симметричности риска и доходности, что добавить к этому уже нечего.
Одним словом, если вы любите деньги, полюбите и риск. Тогда вас полюбит доходность. Такой вот получается любовный треугольник.
Сложный процент
Еще один треугольник, правда, не любовный, возникает перед мысленным взором инвестора при выборе объектов для вложения: речь идет о ликвидности, надежности и доходности. К сожалению, таких инструментов, которые бы удовлетворяли всем трем критериям, на финансовом рынке нет, за исключением, может быть, акций ФСК ЕЭС, да и то, когда они растут в день по 6–7% (шутка). Так как среднестатистический инвестор очень сильно боится риска, он максимизирует ликвидность и надежность, минимизируя, как уже говорилось выше, доходность. В результате он выбирает между банковскими депозитами, облигациями и им подобным.
Однако, как вы уже, наверное, догадались, на такой «горючке» в светлое будущее не уедешь: ручная тачка фиксированного процента инфляцию не обгонит. Что же делать? Хитрые финансисты придумали сложный процент. Идея состоит в том, чтобы вкладывать в надежные и ликвидные инструменты фиксированного дохода прибыль, получаемую от инвестиций. Проще говоря, если вы получили в год 10% со 100 тыс. руб., то на следующий год, инвестировав 110 тыс., вы уже получите 121 тыс. руб. Это больше, чем та сумма, которую вы бы получили, сняв 10 тыс. руб. прибыли. Разница здесь составляет 1 тыс. руб.
Авторы многочисленных книг по управлению личными финансами убедительно доказывают, что сложный процент способен сделать грамотного инвестора прямо-таки миллионером (или миллиардером, все зависит от того, насколько мелка денежная единица страны). Но для этого нужно потерпеть до пенсии: если ты работаешь, то откладывай деньги на депозиты и не забывай реинвестировать прибыль от ранее сделанных вложений. На что покупаются инвесторы?
Рассмотрим результаты инвестирования по методу простых и сложных процентов. Время инвестирования — 20 лет, фиксированный процент — 10% годовых. Если представить полученные результаты в графическом виде, нетрудно заметить, что красная линия уходит за облака: перефразируя Леню Голубкова, можно утверждать, что именно там «парят» и новые сапоги для жены, и новый экскаватор, и дом в Париже.
Данный пример наглядно демонстрирует преимущество сложных процентов над простыми. Даже если инфляция будет «откусывать» 10% вашего капитала ежегодно, то через 20 лет сложный процент — та самая курица, откладывающая золотые яйца, — принесет вам как бы ниоткуда 321 591 руб. Если же инфляция уменьшится, то реальный доход инвестора увеличится. Также он вырастет, если мы будем реинвестировать не только доход прошлых периодов, а еще и пополнять воображаемый депозит новыми деньгами.
Однако для реализации всех этих преимуществ инвестор должен запастись изрядной долей терпения: ждать-то придется долго и в ущерб себе! Но есть и еще один немаловажный момент: семья, дети, жена. Вот, например, просит супруга купить ей ювелирное украшение, а вы отказываете: «Дорогая, если мы сейчас приобретем это колечко, то через 25 лет мы не поедем на отдых в Анталию, а ведь это запланировано в нашем финансовом плане!» Мне вспоминается научно-фантастический рассказ, в котором путешественники во времени, попав в прошлое, случайно раздавили бабочку, и это вызвало в настоящем, куда они вскоре вернулись, катастрофические изменения: исчезли люди, города, президентом США оказался диктатор. Переделав этот пример на свой лад, можно утверждать, что, с точки зрения упертого рантье, сумма, потраченная на покупку ювелирного украшения в настоящем, и есть та раздавленная бабочка, которая вызовет необратимые изменения в будущем.
А ведь тема «женщины и инвестиции» актуальна всегда. Пару лет назад в журнале «Наука и жизнь» я прочитал выдержки из воспоминаний Анны Григорьевны Достоевской. Жена великого писателя описывала свои впечатления от его игры в рулетку. Федор Михайлович разработал выигрышную систему, однако следовать ей не мог. По мнению Анны Григорьевны, его рассуждения о «методе» в принципе были правильными, в случае если его применял бы какой-нибудь хладнокровный англичанин или немец, а не такой нервный, увлекающийся и доходящий во всем до самых последних пределов человек, каким был ее муж.
Вернувшись в настоящее, мы убедимся, что система сложного процента не работает не из-за того, что она неправильна или что Россия — страна с непредсказуемым не только прошлым, но и будущим, а оттого, что психика среднестатистического российского инвестора пока еще мало располагает к долгосрочным инвестициям. Труды легендарных финансовых консультантов и великих коучей-мотиваторов написаны прежде всего для западного читателя, который пресыщен потреблением, и это закреплено в его генах. Поэтому он может инвестировать вдолгую без особого напряжения. Да, это так! Пусть Шефер и Хилл красочно пишут о том, что неудачнику надо вытащить себя за волосы из финансового болота, но этот неудачник генетически нацелен на успех и никогда не сталкивался с развитым социализмом.
У нас на Руси много говорят о феномене Баффета, однако мало кто обращает внимание на то, что «мудрец из Омахи» вырос в семье брокера и ничего не знал о недоедании и квартирном вопросе. Начав инвестировать по науке, россиянин довольно скоро обнаружит, что у него много нерешенных дел: надо отремонтировать дачу, заплатить за учебу детей, отдохнуть наконец-то по-настоящему, купить новую машину… И все это требует денег, которые безжалостно изымаются из доходной схемы. В результате сложный процент не работает, и воображаемая курица несет не золотые, а диетические яйца. Пока наш человек не устанет от вида денег, как таможенник Верещагин от черной икры, о сложных процентах лучше не мечтать — только растравишь душу.
Норвежский опыт учит нас, что до начала формирования стаб-, инвест- и прочих фондов в доме нужно сделать евроремонт. Наш северный сосед стал создавать фонд будущих поколений только после того, как законопатил нефтедолларовой паклей все щели в национальной экономике (я имею в виду образование, здравоохранение, коммуникации и пр.).
В списках миллиардеров в разделе «Россия» нет ни одного миллиардера-рантье, потому что все строчки оккупированы владельцами реального производства. А последний реальный рантье России и вовсе является литературным персонажем. Как вы догадались, я намекаю на Плюшкина.
И грянул гром
А теперь, после того как мы взвесили на весах объективного анализа все про и контра, можно сделать выводы. Итак, мотивационную литературу читать не возбраняется, но занятие это пустое, ибо вряд ли она когда-нибудь кого-нибудь по-настоящему промотивировала. Также нельзя забывать о том, что в этом случае от вас потребуются железная дисциплина и постоянные финансовые ограничения в области текущих расходов. Кроме того, через 20 лет вас, возможно, будут интересовать уже совсем другие ценности, нежели деньги.
На мой взгляд, все же лучше жить сегодняшним днем, вкладывать свободные деньги в ювелирные украшения и дарить их женам (график роста цен на золото можно посмотреть на любом уважающем себя интернет-портале, посвященном финансовой тематике). Инвестировать же в расчете на пенсию можно, но при этом надо помнить, что думы о старости, подкрепленной рублем, сами по себе ни к чему не приведут — нужно изучать финансовый рынок, вкладывать в него и научиться не бояться риска. А это активное инвестирование.