Интернет кафе как фактор формирования рискогенного поведения молодежи.
Позднякова М.Е., Моисеева В.В., Чекинева Т.В. (Институт социологии РАН, Москва)
Выявление многочисленных аспектов распространенности наркомании, изменение в последнее десятилетие причинно-следственного механизма приобщения к наркотикам позволяют говорить о наркотической культуре принципиально нового типа. На рубеже XXI века употребление наркотиков теряет маргинальный характер и перестает быть атрибутом определенных субкультур, оно становится социокультурной нормой, общепринятой социальной практикой.
В настоящее время, по данным органов здравоохранения, в России наркоманией страдают от 0,5 до 1,5 млн. человек, а время от времени употребляют наркотики до 6 млн. человек. Отмечается резкий рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Так, в Российской Федерации за 10 лет количество регистрируемых преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось почти в два раза. Россию начинает захлестывать волна синтетических наркотиков и стимулирующих препаратов. Та же тенденция наблюдается и в Европе. На Западе количество наркопотребителей, предпочитающих синтетические стимуляторы, в два раза превосходит число зависимых от героина и кокаина. Мода на химические стимуляторы уже диктует свои права во всех крупных российских городах. Ассортимент химических стимуляторов расширяется, и некоторые наркосодержащие препараты, еще не попавшие в черные списки Госнаркоконтроля, продаются под видом лекарственных.
Важным косвенным показателем роста наркомании является показатель смертей от передозировок героина. В стране 90% наркоманов страдают героиновой зависимостью. Если до 2001 года количество смертей снижалось, то в 2006 году, по данным территориальных наркологических служб, количество смертей и передозировок среди подростков выросло в разы. Постановление правительства № 231 о размере разовых доз и изменения в Уголовном кодексе сломали существовавшую (не всегда эффективную) наркополитику в РФ и борьбу с незаконным оборотом наркотиков, усилиями которых были достигнутыснизившиеся цифры заболевших.
В многочисленных исследованиях сектора девиантного поведения Института социологии РАН зафиксировано изменение отношения молодежи и подростков к наркотикам. Отношение можно считать амбивалентным, так как выявлено глубокое противоречие в осмыслении школьниками проблемы наркотизма: молодые люди склонны одновременно и к резкому осуждению наркомании и наркоманов, и к толерантному отношению к некоторым видам наркотиков, в первую очередь к так называемым легким наркотикам, что, в свою очередь, приводит к первой пробе. Интересной деталью является то, что знания о «тяжести» того или иного психоактивного вещества многие школьники получили из курсов ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) и средств массовой информации.
Многие исследователи сходятся во мнении, что роль СМИ в наркотизации двойственна. С одной стороны, они способствуют распространению информации о методах борьбы с наркоманией и помощи наркоманам, включаются в сферу профилактики аддиктивного поведения. С другой стороны, СМИ ведут пропаганду наркотиков, чаще всего вследствие собственного непрофессионализма в отношении того, как следует обращаться с информацией по данной проблеме. Так, например, развитие Интернета как одного из средств массовой коммуникации и информации вместе со всевозможными благами принесло и множество проблем, которые ждут скорейшего решения. Между тем, Интернет занимает 3-е место в списке источников получения информации о наркотиках подростками и молодежью (исследования 2006 года среди старшеклассников в Москве, Казани, Надыме, Краснодаре). Обнаружено, что современное киберпространство и интернет-сообщества с антинаркотическим и наркотическим ресурсом являются значимым фактором, влияющим на многие показатели изменения наркоситуации и иных форм девиантного поведения. В этой связи пронаркотические интернет-сообщества являются формой негативной солидарности.
Российский Интернет только недавно (в 1997-1998 годах) стал одним из элементов российской жизни, но уже превратился в значимое общественное явление со знаками «плюс» и «минус». Эта система коммуникации породила еще одну реальность — виртуальную, в рамках
которой возникли новые возможности социализации и социального конструирования личности. Так, компьютер как средство самосоциализации используется молодежью для развития своего личностного профессионального потенциала, для повышения своего статуса в глазах
окружающих, для расширения круга общения и совершенствования коммуникативных навыков. Особенности общения в анонимной виртуальной среде обусловливают деформации социализации в нормативном аспекте и содержат возможные опасности приобщения к девиантным формам поведения как в виртуальной, так и реальной среде.
.
Влияние Интернета распространяется в двух противоположных направлениях: сдерживающее и стимулирующее девиантное поведение. Нас в данном контексте интересует его второе проявление.
Так, появление Интернета привело к бесконтрольному доступу детей и подростков практически к любой информации. Больше всего родителей пугают порнографические или эротические ресурсы, от которых родители хотели бы оградить своих несовершеннолетних детей. Не менее опасны и расплодившиеся радикальные ресурсы (националистические, террористические, по изготовлению взрывных устройств и примитивного оружия). Интернет выступает и мощным фактором распространения одурманивающих веществ. Нами установлено, что существует множество сайтов, посвященных наркотикам и их употреблению. Например, поисковый сервер
Google дал ссылку на 7 140 000 сайтов по теме наркотиков, в то время как на запрос о здоровом образе жизни только 2 800 000 ссылок, а на запрос «трезвость» 705 000 ссылок.
Обзор Интернета позволил выявить несколько типов интернет-ресурсов: антинаркотические, пронаркотические, пропагандирующие образ жизни наркомана, его ценности, отношение к жизни, призывы все попробовать в этой жизни и т. д., и так называемые неопасные сайты, несущие в себе скрытую пропаганду наркотиков. На безобидном, на первый взгляд, информационно-рекламном питерском портале было обнаружено достаточно много информации в свободном доступе о способах изготовления наркотических веществ и руководство по их употреблению. Так, например, как использовать пипетку для курения гашиша (это последний писк моды гашишистов), как выращивать и употреблять галлюциногенные грибы и т. д. (Контактная информация владельца сайта отсутствовала.) Любители экзотики, путешествий, а также флоры и фауны, зайдя на сайт «Этноботаническое путешествие», могут узнать для себя наркогенные свойства известных в садоводстве растений, географию их распространения, места их приобретения и способы употребления. Более того, получив рецепт зелья, посетитель сайта почувствует о себе «трогательную» заботу — предупреждение о
возможных неприятных последствиях употребления.
Одним из подходов к пониманию принципа конструирования сетевых сообществ, носящих пронаркотический и (или) антинаркотический характер, является то, что в них границы группы четко определены, члены группы имеют возможность встречаться, узнавать друг друга, владеют информацией о других членах сообщества. В основе формирования сетевого сообщества лежит заинтересованность его участников в достаточно постоянном и регулярном взаимодействии
между собой, что может влиять на распространение наркотизации среди населения. Отнесение себя к подобному девиантному сообществу скорее всего связано не только с эмоциональной включенностью в общение с другими участниками, но и с потребностью в аффиляции в условиях киберпространства и возможностью удовлетворения других социальных потребностей.
Осознание той огромной опасности, которая заключается в отрицательном информационном воздействии Интернета, побудило исследователей изучить его влияние на молодую аудиторию. В настоящее время существует несколько способов выхода в Интернет. Одним из них является посещение интернет-кафе.
Изучение деятельности интернет-кафе является лишь частью более масштабного исследования влияния интернет-сообществ на распространение девиантных форм поведения в современной России. В этом контексте интернет-кафе рассматривается как возможный фактор положительного или отрицательного воздействия на молодое поколение, что и является целью исследования. Для достижения указанной цели предполагается решить несколько задач: рассмотреть особенности деятельности интернет-кафе, изучить их инфраструктуру, определить социальный портрет посетителей кафе, администраторов и менеджеров, а также провести сравнительный анализ работы интернет-кафе в различных регионах: от мегаполиса — Москвы, до небольшого районного центра — Конаково. Исследование было проведено в нескольких регионах: Москва, Краснодар, Анапа (Краснодарский край), Конаково (Тверская область), Рыбинск (Ярославская область).
Годом рождения интернет-кафе считается 1994-й, когда первые заведения возникли в Англии. Распространенность интернет-кафе в России достаточно велика. На сегодня они есть в каждом относительно крупном населенном пункте. В настоящее время можно говорить о следующих типах публичных интернет-центров:
● Игровой компьютерный клуб — компьютеры объединены в локальную сеть, иногда даже без подключения к Интернету;
● Интернет-кафе — выход в Интернет, в большинстве случаев с обязательной организацией элементов общепита, игровой клуб;
● Интернет-клуб — это интернет-кафе плюс клубная система встреч по интересам (например, студенческий клуб);
● Интернет-салон — место с комфортными оборудованными залами, «место общественного доступа в Интернет» (по определению Минсвязи), наличие VIP-зала, возможность провести семинар, пресс-конференцию, общепита нет, досуговой части тоже нет.
Так как основой перечисленных выше форм является публичный доступ к Интернету, исследовательский коллектив остановился на анализе лишь интернет-кафе и клубов. Их основная функция — обеспечение высококачественного (высокоскоростного) публичного доступа в Интернет и предоставление широкого спектра интернет-услуг в области общения, доступа к информации и развлечений для молодежи. Крупные и известные интернет-кафе или интернет-центры (в различных городах названия могут изменяться) обычно имеют
структуру, сочетающую в себе несколько выделенных зон: рабочий зал, игровую зону, VIP-зоны, кофейню, копировальный центр и др. В маленьких интернет-клубах, как правило, одна-две зоны.
В интернет-центрах можно как работать, так и отдыхать. Традиционно интернет-кафе/интернет-клубы выполняют несколько функций: использование посетителями интернет-ресурсов для получения и/или обмена информацией, игровая функция (сетевые игры), дополнительные услуги (ксерокс, печать документов и проч.).
Объект исследования: посетители интернет-кафе и интернет-клубов и сотрудники кафе (менеджеры и системные администраторы). В исследовании были применены следующие качественные методы: полуструктурированное интервью, опрос экспертов и включенное наблюдение. Анализ полученных текстов интервью с менеджерами и системными администраторами проводился в рамках качественной традиции путем аналитического описания, предложенного А. Страуссом.
Для повышения надежности результатов при интерпретации данных был применен метод триангуляции — перекрестного толкования текстов интервью. Обследованные во всех городах интернет-кафе и клубы практически не отличаются друг от друга по внутреннему устройству. Оборудование однотипное, количество компьютеров варьируется от 10 (Конаково) до 200 (Москва). Режим работы разный: в Москве, как правило, круглосуточно, в маленьких городах варьируется: только до 24 часов и круглосуточно.
Социально-демографические характеристики посетителей интернет-кафе во многом совпадают с характеристиками пользователей Интернета вообще. Посещают интернет-кафе все группы населения: от 7-летних детей (с родителями) до лиц пожилого возраста. Преобладающую группу составляют мужчины в возрасте 18 до 25 лет и подростки.
Цель посещения различна и зависит от половозрастных и статусных особенностей. Так, студенты, живущие в общежитии, чаще приходят группами для отправки и получения почты и просмотра образовательных и развлекательных ресурсов. Студенты, живущие дома, посещают интернет-кафе в первую очередь для игр. Гендерных различий в данном случае не наблюдается. Отдельно следует сказать о женщинах среднего возраста. Цель их посещения — сайты знакомств, гороскопы и отправка и получение информации. Выделить у мужчин среднего возраста какую-то одну цель посещения трудно. Они замечены во всех видах деятельности на компьютере: сетевые компьютерные игры, деловая информация, участие в играх на бирже, посещение сайтов эротической направленности, сайты знакомств и др. Группа пожилых людей самая малочисленная.
На момент обследования интернет-кафе самой многочисленной группой посетителей оказались подростки. У большинства посетителей подростков имеется дома персональный компьютер, как правило, с выходом в Интернет. Тем не менее, их можно назвать завсегдатаями интернет-клубов.
Возникает вопрос: почему, имея комфортные условия дома, подросток идет в интернет-клуб? По их рассказам, дома играть в игры скучно. Несмотря на возможность виртуального общения (наличие микрофона и возможности обмена мгновенными сообщениями), необходима компания, кураж, кайф, возможность в реальности произвести физическое воздействие на «противника» (дернуть за рукав, стукнуть).
Здесь мы с друганом можем вместе зажигать, соперничество здесь ощущается острее, чем дома, мы можем вместе спланировать совместную стратегию боя.
Круто вместе уделать противников и реально поиздеваться над ними.
Здесь веселее, сидим, ржем, никто не давит.