Грехи звёздного шпиона №55: Существует ли кризис выбора в ЕВЕ?

Бессмертие, абсолютная свобода, огромные просторы пространства и времени и никаких правил. Теоретически, игроки играющие в этой исландской песочнице должны испытывать огромное удовольствие (overwhelming delight – здесь и далее курсивом отмечены примечания переводчика). Одна из основных догм современного общества гласит что свобода это безусловное добро, и чем больше возможностей выбора есть у человека, тем более он свободен и следовательно, более счастлив. На практике же свобода песочницы ЕВЕ – западня. Предоставленные свободы обескураживают а возможности выбора озадачивают. Недостаток ограничений игрового процесса не только не делает игроков счастливее, но и приводит к параличу выбора – феномену, воздействию которого в среде игроков, почти исключительно подвержены игроки ЕВЕ.

Проблема паралича выбора, хоть и редко встречается в играх, однако кроме них, встречается в развитых странах. У нас слишком много вариантов выбора, и в результате альтернативная стоимость ( opportunity cost ) принятия решения уничтожает выгоду самого решения. По мере возрастания сложности и разнообразия, становится почти невозможно выбрать “правильно”. Как бы вы выбрали правильный ВУЗ, правильного партнера ( в смысле парня/девушку ), наилучшее время для рождения ребенка, правильную марку машины за правильную цену, правильную карьеру? Еще хуже то, что сам процесс выбора вызывает недовольство своим выбором, даже в случае если выбор “правильный” – так как каждая выбранная альтернатива отсекает все остальные. По существу, призраки не выбранных альтернатив навсегда омрачают те варианты которые мы выбрали, заставляя нас сомневаться и испытывать неудовлетворение в том что мы имеем.

Частый эпизод из жизни “папки” в ЕВЕ: обладая прокачанными персонажами в количестве от трех до восьми, он может заниматься чем угодно в игре. Каждый из его персонажей способен водить большое количество кораблей, а при одновременном использовании нескольких клиентов, количество возможных вариаций экспоненциально возрастает. Он может копать! Он может заниматься планетаркой! Он может суицидить, разводить на агру, пвпшить в лоу, охотиться на непись, сканить плексы, залезть в вормхол, присоединиться к флоту в нулях, организовать стелс ганг, построить производственную цепь ресерча, заниматься политикой, шпионить! Он может заниматься любой из этих деятельностей в любом корабле! И эти корабли могут быть по разному зафичены – как правильно так и неправильно! Вместо того чтобы получить дополнительный заряд бодрости от такого разнообразия, большинство таких ветеранов сдаются и идут играть в другую игру. Количество усилий затрачиваемых на решение чем бы заняться становится больше чем усилия на само занятие.

Несколько недель назад, я огласил новую доктрину флота для Гунсварма. В последнее время мой альянс использовал вездесущий дрейкоблоб (также как и 90% нулей), но большую часть жизни альянса мы пытались посадить пилотов на снайп-баттлы с Т2 пушками. Несмотря на годы усилий, гуны не садились на батлшипы в больших количествах. У нас был предусмотрен Т2 снайп фит почти для всех батлшипов, но процент батлшипов во флоте не превышал 30% в лучшем случае. После удаления лернингов и возмещения скилл пойнтов 14 декабря, у нас появилась уникальная возможность создать “узкую” доктрину.

Традиционно альянсы предоставляют широкий выбор при планировании флота. Представлена каждая раса; если доктрина не допускает использование, например, Амаррских кораблей, она обычно отвергается. Между тем мы приказали тысячам членов нашего альянса учиться на один батлшип одной расы и два корабля поддержки. Гунсварм намерен использовать исключительно Маэльстромы и Скорпионы со Скимитарами для поддержки. Для игры, основной из фишек которой является свобода выбора, реакция была удивительной: наши пилоты, известные своей привередливостью, с усердием бросились выполнять указания. В случаях в которых в прошлом получалось собрать горстку батлшипов в снайп флитах, теперь процент батлшипов стал значительно выше, несмотря на то что выбор сократился с двенадцати типов кораблей до двух.

Другой аналогичный пример можно привести из проекта по реформе ТС’а ( Teamspeak ). Несомненно лучше когда пилоты альянса присутствуют в системе общения голосом (неважно какой – Ventrilo, Mumble, TeamSpeak) даже если они не находятся в активном флоте; это позволяет реагировать и организовать защиту гораздо быстрее, также это сплочает пилотов и укрепляет связи между ними. Несмотря на это, не во время операций в ТС’е Гунсварма сидело около десяти человек, и уговорами подключиться и общаться ничего достигнуть не удалось. Проблему решила чистка. Раньше, при подключении к ТС’у, перед человеком появлялся список из более чем сорока каналов, большей частью пустых. Вместо того чтобы искать среди них место для общения, большинство предпочитало выйти из программы и заняться чем нибудь другим. После сокращения количества каналов до десяти (восемь из которых предназначены для флотов и иной оперативной деятельности), количество человек в ТС’е увеличилось в четыре раза в течении суток, несмотря на громкие жалобы о сокращении свободы выбора.

Паралич выбора довольно сильно воздействует на мир ЕВЕ. Печально известна текучка новичков; игроки начинают играть, не находят выраженного направления действий и либо какое-то время копают и бросают игру, так как видят что остальные делают то же самое, либо бросают сразу. Часть причины почему людям нравится быть частью корпорации или альянса в ЕВЕ это не только сообщество и возможность общения, но и направление. В каком-то смысле цель этих групп – решить проблему выбора для их членов, дать им более ограниченный и управляемый набор возможностей при входе в игру.

Альянсы часто подвергаются стагнации и упадку во время мирных периодов. Это обычно упрощенно обьясняется фразой “мир – отстой”, но на самом деле нарваться на драку в ЕВЕ требует минимума усилий. Я все больше верю что враг альянсов не мир а выбор. Вне контекста войны заставляя группу игроков работать вместе и вести себя определенным образом, “чем бы мне сегодня заняться в ЕВЕ” часто переходит в “пойти поиграть в другую игру”. Аналогично, альянсы и корпорации которые предоставляют своим игрокам конкретные занятия обычно более популярны и активны чем те которые пропагандируют свободу выбора и расслабленную атмосферу (“ lassies-faire attitude” гугль перевел как “Девчонки-самотек”, гы ).

В ЕВЕ, как и в современном обществе, то что кажется нам желаемым, часто не то чего мы хотим на самом деле. Мы думаем что хотим свободы выбора и возможности заниматься чем угодно в любое время, в реальности же люди хотят чтобы им предоставили какую-нибудь цель и направление. Это не значит что людям нравится бежать под флаги авторитарных организаций, которые ими помыкают как хотят (например OWN Alliance), но следует обращать внимание на тревогу и усилия затрачиваемые на принятие решений – и стратегический риск связанный с этим, когда члены корпорации уходят или не заходят в игру из за этого.

22 декабря 2010 by The Mittani

Перевод: diniaprapor (Occam Razr)