АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: АВТОПАРК Автор: Виктор Обыдённов

15.05.2021, 20:49

Есть ли жизнь вне фондового рынка?! По вашим просьбам расписал о личном опыте инвестиций в автопарк.

Как возникла идея? Во всём виноват «инвестиционный голод», вызванный ростом рынка, фиксацией позиций и отсутствием хороших идей. В декабре 2020 я зафиксировал большую часть позиций и вышел в кэш, идей не было. Покупать инвестиционную недвижимость не хотелось, жилищные условия устраивали, а баню строить негде.

Как раз в декабре я познакомился с человеком, у которого есть собственный автопарк под аренду в такси (170 машин, 8 человек в команде). Меня это очень заинтересовало, в частности, доходность и с тех пор я начал изучать этот бизнес. Ранее я ничего не знал про этот бизнес, более того, я не вожу машину, у меня нет собственной машины. Автомобиль, как средство передвижения мне неинтересен, живу я в самом прекрасном районе Санкт-Петербурга, рядом всё есть, офис в 5 минутах пешком. Мне интересны автомобили, которые дарят эмоции, но от покупки таких авто у меня бюджет треснет. Недавно я купил велосипед Merida и очень доволен. Если мне нужна машина, я заказываю Яндекс такси от «Бизнеса» и выше, правда сейчас я чаще езжу на «Комфорт+», чтобы пообщаться с водителями, узнать своего арендатора.

Думаю, ни для кого не секрет, что рынок такси стремительно растёт в крупных городах, растут цены на поездки (вспомните цены в прошлом году), наблюдается дефицит водителей, загрузка автопарков почти 100%, в автосалонах ажиотаж на популярные в такси модели авто. Как долго это будет продолжаться я не знаю, но факт в том, что сейчас рынок очень хорошо растёт, а спрос на автомобили огромный.

Я не буду делиться всеми своими наработками, но открыто расскажу о личном опыте таких «инвестиций». Можем потом сравнить с другими активами.

Управляющие компании. Сдавать авто в аренду можно самостоятельно либо через посредника – управляющую компанию (далее – УК). Поскольку у меня сейчас недостаточно компетенций, нужных людей и времени (желания) для самостоятельного управления я пошел по второму пути и сдаю свои авто через УК, заодно продолжаю изучать как всё устроено.

Зачем УК привлекают частный капитал, что им мешает собрать собственный автопарк, как это сделал мой знакомый? Мой знакомый, кстати, не принимает авто в управление. Всё довольно просто, это другой риск-профиль, УК работают за комиссию, они ничем не рискуют, т.к. не вкладывают собственный капитал. Кроме этого, не у всех предпринимателей есть стартовый капитал и доступ к кредитным ресурсам. Некоторые владельцы УК и руководители начинают формировать собственный автопарк уже после того, как привлекли в управление 50 – 100 машин (когда появляются деньги).

В 2020 пандемия прикончила некоторые небольшие автопарки, которые агрессивно работали с кредитными деньгами. В торгах по банкротству можно было встретить лоты с машинами, работавшими в такси. Мы даже хотели участвовать в таких торгах, там был интересный лот, состоящий из 10 практически новых машин эконом-класса, но и здесь вмешался повышенный спрос и в ходе торгов передвинул цену на неинтересные для нас значения.

Покупка KIA Rio . Я решил начать с эконом-класса на собственные средства. Опытные знакомые посоветовали мне купить VW Polo или KIA Rio 2018 года выпуска. Поиск подходящего авто занял около недели и 23 февраля я купил в автосалоне KIA Rio (2018, автомат 1.4, без ДТП, 1 владелец) за 695.000, мы очень долго торговались, начальная цена была 725.000. Почему я выбрал именно этот автомобиль? KIA Rio экономичен, надежен, очень хорошо держит стоимость и очень популярен в такси. Еще 50.000 у меня ушло на подготовку к аренде (ОСАГО, ТО, небольшой ремонт, чехлы, маяк и т.д.), т.е. автомобиль со всеми вложениям (не считая КАСКО) обошелся мне в 745.000.

Страховки на авто, используемые в такси, стоят в два раза дороже и это одна из проблем данного бизнеса. Некоторые владельцы автопарков (не берём кредит или лизинг) вообще не делают КАСКО на эконом-класс либо делают, но в каком-то усечённом виде. На свой Rioя пока только планирую сделать КАСКО только «тотал + угон».

Мой Rio был передан в аренду водителю 9 марта и за два месяца (до 9 мая) заработал мне 62.400 или 8,38% от полной стоимости авто, это 52 дня работы (водителю надо давать выходные). Ставка аренды для водителя 1.500/день, с этих денег я получаю 1.200, УК – 300 рублей.

За прошедшие два месяца расходов по Rio особо не было, если не считать аренду маяка и замену лампочек, это всего 2.000 рублей. В мае планируется сделать ТО. Летнюю резину решили не докупать, а добить зиму.

В соответствии с требованиями Яндекса по Санкт-Петербургу для работы в такси допускаются KIA Rio от 2012 года, т.е. мой Rio сможет работать в такси еще примерно лет 6, если машина доживет и не изменятся требования к году выпуска. Ставка аренды при этом будет снижаться ориентировочно на 100 рублей каждые 2 года. Я планирую продать свой Rio через 3 года, но буду смотреть по ситуации.

После покупки Rio я рассматривал несколько вариантов расширения своего автопарка из одной машины. Одним из вариантов расширения был лизинг, но я не смог получить выгодные условия.

Покупка KIA К5. Коллективное инвестирование дошло и до этого рынка. У некоторых УК есть пулы конкретных авто, в моём случае это пул KIA К5, которые сдаются в «Комфорт+». В чём преимущество пулов? Пул устраняет риски простоя, снижает некоторые расходы. Финансы пула — это, по сути, общак, прибыль делится равномерно между всеми участниками пула, расходы также общие.

Если мой Rio (который отдан в индивидуальное управление) попадет в аварию или его угонят – возникнет простой, который может длиться несколько месяцев. И всё это время у меня не будет дохода.

В случае с пулом я буду получать свою долю от прибыли пула независимо от того, что происходит с моим авто. Если мой К5 попадет в аварию или его угонят, я все равно буду получать ежемесячные выплаты наравне с другими участниками пула. Кроме этого, пул может экономить на КАСКО, в нашем пуле мы делаем только «тотал + угон». Все расходы на необходимый ремонт (который не покрывается страховкой) возмещаются из общего ремонтного фонда, который формируется ежегодными взносами участников пула.

Но главная причина почему я выбрал именно эту УК с пулом К5 заключается в том, что возможности пула (стабильные выплаты, отсутствие риска простоя, ремонтный фонд) позволяют относительно безопасно использовать кредитные деньги.

Взять кредит оказалось не так просто. Официально я не трудоустроен, кредитной истории нет, а справка о доходах и активах на фондовом рынке никого в банках не интересует. К счастью, у родителей была прекрасная кредитная история. Пришлось оформить кредиты на них. Я оформил потребительский кредит 2.000.000 со ставкой 9,9% и автокредит 2.000.000 без залога с такой же ставкой, учитывая зашитую в кредит страховку. Обо кредита взяты с отсрочкой на месяц.

Выгодно купить новые К5 (в пул принимаются только новые авто) тоже было непросто, объездил все автосалоны в Питере, на К5 какой-то ажиотаж, из-за повышенного спроса автосалоны наглеют и накидывают +300.000 к розничной цене, стоимость авто выходила 2.200.000 – 2.250.000 (речь про комплектацию Luxecнеобходимым для такси оборудованием). Меня это не устраивало, я решил поискать выгодные предложения в регионах, где спрос не такой высокий. В итоге я купил две К5 в Екатеринбурге за 3.890.000 и такими действиями сэкономил 400.000 – 500.000. На перегон двух К5 в Питер у меня ушло 80.000.

На подготовку к аренде (страховка, ремонтный фонд, регистрация, оборудование) я потратил по 230.000 на каждую машину (итого 460.000).

Доход участника пула К5 составляет 60.000 – 72.000 рублей в месяц (720.000 – 864.000 в год). По факту доход от аренды больше, но УК забирает себе 20% прибыли за управление. Со 2 года эксплуатации авто УК планирует отказаться от КАСКО (62.000 в год). Ежегодные расходы участника пула со второго года в таком случае составят 70.000 (ОСАГО и ремонтный фонд).

К5 я передал УК в начале мая и доход они начнут приносить с июня.

Юридические вопросы. Наши отношения с УК мы оформляем агентским договором, в соответствии с условиями которого УК (агент) обязуется за вознаграждение совершать по моему поручению юридические и иные действия от своего имени, но за мой счёт, направленные на заключение договоров аренды транспортных средств.

Предложенный мне договор был ужасен, от прочтения некоторых положений пошла кровь из глаз и задрожали руки, пришлось делать свою версию договора и потом еще неделю её согласовывать с юристом и руководством УК. В УК, где работает мой Rio примерно такая же история. Не знаю, почему нельзя потратить немного денег на хороший шаблон договора.

А налоги? К5 работают в белую, здесь я буду получать переводы от организации и для целей оптимизации налогообложения я оформился в качестве самозанятого, чтобы платить 6%. Это даже хорошо, это историю в будущем я использую для получения кредитов. Кстати, в банке персональный менеджер посоветовала мне купить в кредит чайник, чтобы хоть какая-то кредитная история была.

Кроме НДФЛ я должен платить транспортный налог, который в сумме за 3 машины составит 12.900 рублей в год.

Какая цель? За 3 года аренды я планирую погасить кредиты, а затем продать свои К5. По моим прогнозам, за 3 года мои К5 потеряют в цене 25-50% в зависимости от их технического состояния. Если всё будет по плану, то через 3 года я заработаю 2.000.000 – 3.000.000.

По Rio план пока что такой – за вычетом всех расходов заработать за 3 года 1.000.000 и продать машину за 500.000.

Не нужно удивляться тому, что автомобили мало теряют в цене, это новая реальность, мы в ней давно живём, инфляция и девальвация делают своё дело.

Всего в свой автопарк я вложил 1.205.000 собственных средств, сюда входит покупка Rio, подготовка Rio к аренде и подготовка к аренде двух К5. При оптимистичном сценарии я смогу заработать до 4.500.000 за 3 года.

Что дальше? Пока что я продолжаю изучать этот бизнес. Есть идея создания собственного пула, не хочется платить 20% УК. Как выяснилось, проблем с привлечением капитала (автомобилей) под эту идею вообще нет. Нужны компетентные люди, время и желание.

Доходности вне рынка существуют и на хаях рынка, мне кажется, следует обратить на это внимание. При этом нужно оставаться мобильным, активы должны быть ликвидными, а хорошие идеи на фондовом рынке рано или поздно появятся.

Сейчас интересуюсь также залоговым кредитованием, некоторыми спекуляциями с недвижимостью, но это уже совсем другая история…