Эволюция познания

19:04 - 14/Июн/22

То, о чём я сейчас напишу, будет понятно, прежде всего, тем читателям, кто хоть раз в жизни очень сильно увлекался и интересовался каким-​либо предметом, а потому глубоко погружался в его изучение. Для остальных читателей будет просто интересно узнать о существовании такого феномена.

Некоторое время назад я начал замечать за собой угасание желания участвовать в обывательских дискуссиях. Это касается не только АШа, но в том числе и бытовых дискуссий со знакомыми, коллегами по работе, родственниками о политике, обществе и устройстве жизни. Раньше, в домарксистский период и, особенно, в начальный период изучения марксизма, я довольно активно вступал в полемику, доказывая свою правоту или ошибочность суждений оппонента. Казалось бы, с увеличением объёма знаний и углублением в познании марксизма эта активность должна нарастать. Но происходит ровно наоборот.

Теперь я больше слушаю других, лишь отмечая для себя ошибочность и поверхностность их суждений, изредка вставляя свои пять копеек. Получается интересный парадокс. Пока я знал мало, не имел цельного научного мировоззрения, не обладал научным методом познания объективной реальности, я был уверен в своей правоте настолько, что готов был её отстаивать. Теперь же, когда я обладаю существенно большими знаниями, оказывается что они мешают мне участвовать в обывательских дискуссиях.

Решил разобраться с этой ситуацией, и вот к каким выводам я пришёл. Изучение какого-​либо предмета проходит несколько этапов. Сначала вы познаёте азы какого-​либо знания, проходитесь по поверхности, не погружаясь вглубь. На этом этапе ваши суждения по большому счёту ещё не отличаются от обывательских, поэтому в их кругу вы чувствуете себя в своей тарелке. На следующем этапе, когда вы уже приобрели поверхностные знания, то начинаете немного захватывать более глубокие пласты знаний. Но, поскольку на этом этапе вы не можете оценить весь объём знаний о предмете, вам кажется, что это незначительное погружение и есть глубинное, полное знание. Это второй этап.

Вот тут вас и прорывает на дискуссии. Вам хочется донести до окружающих истинное знание и разоблачить все заблуждения оппонентов. Вы гуру, вы ас. Вас охватывает эйфория от переполняющих знаний, которые отсутствуют у оппонентов. Вы с удовольствием бросаетесь в дискуссии. Можете до глубокой ночи проводить время в спорах. И всё это не утомляет, а доставляет удовольствие, ведь вы уверены, что несёте свет просвещения. Не редко на этом этапе появляется менторство или даже заносчивость.

Многие на этом и останавливаются, не продолжают углублять свои знания и остаются до конца жизни уверенными, что они познали предмет полностью. Однако те немногие, кто продолжил путь познания, через некоторое время обнаруживают, что всё то, что они познали до сего момента лишь незначительная часть от всего знания, лишь вершина айсберга. А под этими знаниями лежит ещё целая вселенная, которую не охватить может быть и до конца жизни. Вдруг приходит понимание - как же мало я знаю, сколько ещё лакун в познание нужно устранить. Это третий этап.

На этом этапе обнаруживается угасание интереса к дискуссиям и отстаиванию своей правоты. Вы начинаете чётко видеть поверхностность и ошибочность суждений ваших оппонентов, но относитесь к этому снисходительно. Очень незначительное количество людей способны понять в полном объёме ваши доводы, т.е. по мере углубления знаний вы сталкиваетесь с проблемой непонимания. Но ещё меньшее количество людей способны поддержать дискуссию на равных.

Эти этапы я и прошёл при изучении марксизма. Первый этап – первые года два. Можно сказать, что за это время я лишь прикоснулся к различным аспектам марксизма. Второй этап – где-​то лет пять. Он включал в себя изучения «Капитала». Тогда мне казалось, что после его изучения я знаю практически всё. Остались лишь незначительные и несущественные пробелы. Тогда как раз и наблюдалась моя самая высокая активность в интернете (и не только в интернете), в том числе и на АШе. Помните мой продолжительный цикл «Марксистский ликбез» и многостраничные обсуждения. И вот сейчас, после почти шести лет достаточно интенсивного изучения марксизма, у меня начался третий этап. Освоив классиков марксизма и перейдя к более поздним марксистским мыслителям, я понимаю, что передо мной ещё целая вселенная знаний. Марксизм не стоит на месте, а продолжает развиваться и пополняться всё новыми и новыми знаниями.

Если кто-​то решил, что данная классификация касается только познания марксизма, то смею вас разочаровать. В своё время я прошёл подобный путь, протяжённостью почти 20 лет, интересуясь аудиотехникой. Всё началось в середине 90-х, когда появились первые журналы, посвящённые аудиотехнике. Тогда я собирался купить свою первую импортную аудиосистему, и нужно было как-​то сориентироваться на рынке. В результате тема меня очень увлекла. Читал практически все печатные издания по теме. Стал штатным экспертом в кругу родственников, друзей и знакомых.

Со временем пришёл к более серьёзным изданиям с техническими статьями. Интернет и первые аудиофорумы совпали со вторым этапом. Стоило бы остановиться, но тема меня сильно увлекла, и я потихоньку начал изучать психоакустику, архитектурную акустику, электроакустику, магнитную запись, технические и теоретические принципы, лежащие в основе различной аудиотехники и т.д. Начал замечать, что на обычных аудиофорумах мне скучно и не интересно. Одни и те же примитивные обывательские вопросы. Стал перемещаться на технические форумы. Это был третий этап. Трудно сказать, чем бы это увлечение закончилось, если бы не начавшаяся война, которая в одночасье сделала это увлечение несущественным.

Комментарий автора:

Таким образом, можно утверждать, что подобная классификация эволюции познания предмета для меня вполне устойчива. Интересно, эти закономерности свойственны другим или это свойство только моего сознания?