Дорожная карта по Джиму Джармушу

  1. Отпуск без конца - несостоявшийся дебют из-за которого Джармушу отказали в дипломе.

Дорожная карта по Джиму Джармушу, изображение №1

Свое обучение азам киноискусства Джим начал в Нью-Йоркском университете. Уже там он понял что именно хочет снимать: неторопливые и поэтичные картины про независимых и бесприютных маргиналов. Но такое кино не нравилось преподавателям и его дипломную работу отдали обратно и сказали добавить действия. На что он отреагировал резко - принес через неделю ровно тот же фильм. Его наставник Николас Рэй (режиссер сильно пострадавший от правок продюсеров в свое время) был в восторге: «Молодец, всегда делай только то кино, которое тебе нравится!». Этому совету своего мастера он следует до сих пор, никогда не идя на уступки и сохраняя полную творческую свободу. Но экзаменационная комиссия была не так благосклонна и в дипломе отказала и официального дебюта не случилось.

А в фильме же есть все, что мы в режиссере любим и что он развил в будущих своих фильмах: интертекстуальность, музыка (имя главного героя Элли Паркер, что отсылает нас к Чарли Паркеру, родоначальнику Бибопа), бесприютность персонажей и мозаичность сюжета.

  1. Более странно чем в раю - почти случайная картина об изнанке американской мечты, принесшая Джармушу первую фестивальную награду

Дорожная карта по Джиму Джармушу, изображение №2

После первого неудачного опыта Джармуш не был уверен в своем режиссерском будущем и оставил профессию на почти 4 года, пока ему не улыбнулась удача: его старший товарищ Вим Вендерс отдал остатки пленки со съемок своей картины, на них Джим снял короткометражку минут на 20, потом показал отснятый материал продюсеру, тот выделил денег, которых хватило чтобы снять еще 2 части и из этого получился фильм «Более странно чем в раю». И вот он, успех! Поскольку «Отпуск без конца» так и не вышел в прокат, то именно эта картина стала официально первой и в этом звании выиграла награду в каннах - Золотую камеру, за лучший дебют.

И здесь мы снова имеем героев аутсайдеров, двух мелких шулеров и только что прибывшую из Венгрии кузину одного из них. Они весь фильм находится в поисках роскошной жизни и американской мечты. Меняют города, из Нью-Йорка они едут в Кливленд а оттуда в Филадельфию, но заветного рая не находят. И вместо открыточных пляжей Филадельфии с диджеями, солнцем и коктейлями с зонтиками, их встречает пустынный белый пейзаж, который скорее напоминает заснеженную тундру, чем райский пляж.

  1. Вне закона - драмеди про троицу бежавших заключённых с прекрасным актёрским составом. Смешной и рассуждающий о вечном фильм, закрепивший Джармуша в звании режиссёра поэтического кино.

Дорожная карта по Джиму Джармушу, изображение №3

В фильмах Джармуша математика не работает, ведь у него от замены слагаемых сумма меняется! Все время населяя свои картины странноватыми изгоями и окружая их спичечными коробками, книгами, кофе и сигаретами у него рождаются новые смыслы. Здесь у нас 3 мелких преступника, сбежавших из тюрьмы и заблудших в лесу и что интересно: мы совершенно не видим самого побега а больше наблюдаем за тем как они проводят время в тюрьме а потом пытаются найти выход из леса. Вся картина символична, срок в тюрьме и блуждания по лесу - это иллюстрации поиска смысла и цели существования, который объединяет очень непохожих героев и приводит их… куда? Посмотрите и решите сами :slight_smile:

  1. Таинственный поезд - три новеллы объеденные местом, временем и посвященные незримому герою - Элвису Пресли.

Дорожная карта по Джиму Джармушу, изображение №4

Этим фильмом Джармуш окончательно формирует свой стиль, выстраивает мозаичную структуру и снимает иностранцев. Они просто гуляют по незнакомой местности, которая так же является героем. И это еще одна особенность его картин: пространства у него полноценные персонажи, и часто люди уходят из кадра, оставляя нас наедине с местом, которому посвящена картина.

  1. Ночь на земле - пять историй из разных частей света, произошедшие в одну ночь. Да и не историй вовсе, а просто пять поездок на такси очень колоритных персонажей. Простое и гениально кино.

Дорожная карта по Джиму Джармушу, изображение №5

Джармуш однажды сказал, что лучше снимет фильм про человека, выгуливающего собаку, чем про китайского императора. Он не любит «масштабные» картины и пафос, предпочитая досужие разговоры ни о чем массовым баталиям и историческому эпосу. «Ночь на земле» прекрасная тому иллюстрация, ведь здесь мы наблюдаем за приземленными диалогами пассажиров и водителей такси, они делятся друг с другом мечтами, переживаниями и болезненным прошлым, приближаясь по ходу диалога к принятию и пониманию другого, но такого же как и ты человека.

  1. Мертвец - Опус Магнум Джармуша уже попавший в список классических фильмов. Выпущенный к столетию кинематографа анти-вестерн, переворачивающий все законы жанра. Кино про геноцид индейцев, поэзию Уильяма Блейка и искусство в целом.

Дорожная карта по Джиму Джармушу, изображение №6

Поэзия и кино мало где так органично вплетены друг в друга, ведь фильм «Мертвец» невозможен без цитат и аллюзий к творчеству Уильяма Блейка, часто здесь буквально воспроизводятся сюжеты из его стихотворений. А еще неотделима от картины музыка, на протяжении двух часов мы слышим импровизацию Нила Янга, крестного отца гранжа. И нельзя забывать про Робби Мюллера, оператора этого и многих других фильмов Джармуша, также он работал у Триера и Вендерса, его мастерство признано во всем мире, ведь он лучше многих знал, как создавать красоту в кино. Если выбирать один фильм Джима, то это определенно должен быть «Мертвец»!

  1. Пес-призрак: путь самурая - фильм-коллаж состоящий из Нью-Йоркского рэпа 90-ых, фильмов про итальянских мафиози и японской литературы. Соединяя все эти элементы у Джармуша выходит уникальная картинка про киллера, следующего кодексу самурая.

Дорожная карта по Джиму Джармушу, изображение №7

У самурая нет цели - есть только книги и близкие по духи люди, которых понимаешь даже если они говорят на незнакомом тебе языке, ну и классная музыка, кофе и сигареты, куда же без них.

Еще одна важная вещь, которую нужно понимать про кинематограф Джармуша - анти-жанр. Он берет любой известный жанр, например вестерн в «Мертвеце» или побег из тюрьмы во «Вне закона» и переворачивает его, нарушая все клише. «Пес-призрак: путь самурая» - пародия на гангстерское кино, здесь мафиози смешные и беспомощные, они не могут справиться даже с ребенком, который скидывает на них игрушки из окна а киллер на них охотящийся, самый настоящий франкенштейн (эта книга в фильме всплывает, в одном из диалогов), он темнокожий киллер из Нью-Йорка, известный всем на своем районе, следующий кодексу самурая и служащий итальянскому мафиози, который однажды его спас. Одна из самых стильных работ Джармуша!

  1. Кофе и сигареты - квинтэссенция кино Джармуша: кофе, сигареты, странноватые персонажи, бесконечно ведущие беседы за столиками. Ничего лишнего - идеально!

Дорожная карта по Джиму Джармушу, изображение №8

Про эту минималистичную работу и говорить много странно. Герои здесь просто сидят и разговаривают и все никак не могут найти общий язык.

Кино, которое снималось около 20 лет. Все ожидали, что это будет невиданных размеров фильм, а получили сборник разговоров почти ни о чем, очень в стиле в стиле Джармуша :slight_smile:

  1. Сломанные цветы - самый коммерчески успешный фильм и одновременно самый травматичный. Билл Мюррей в главной роли.

Дорожная карта по Джиму Джармушу, изображение №9

После проката к режиссёру пришла невиданная популярность, которая привела его к творческому кризису. Сама же картина про постаревшего Дон Жуана, оставшегося ни с чем к концу своей жизни.

Возможно, что именно со «Сломанных цветов» стоит начинать смотреть Джармуша, потому что это самый доступный к пониманию фильм. Главный герой - Дон Джонстон (очень прямая отсылка к Дон Жуану) находящийся в экзистенциальном кризисе, молодость ушла а за свою жизнь он так и не успел ничего создать, но тут вдруг приходит письмо, в котором он узнает о существовании своего сына, правда письмо анонимное и имени сына там тоже нет. Вот и приходится герою оправляться в одиссею внутрь себя, в свое прошлое.

  1. Пределы контроля - как вернуться в подполье и избавиться от внимания массового зрителя? Снять абсолютно не зрительский фильм, который провалится в прокате и не будет взят ни на один фестиваль. Сказано - сделано! Но на самом деле, это очень недооцененная картина, которую легко можно расшифровать, зная пару ключей.

Дорожная карта по Джиму Джармушу, изображение №10

Фильм-издевка над популярным кинематографом и массовым зрителем, здесь как-будто то бы нет ничего, герой-киллер просто встречается в кафе со странными людьми, которые рассказывают ему про культуру и искусство и дают часть кода, ничего не значащего на самом деле но приводящего его к цели. И что очень иронично, цель для убийства играет Билл Мюррей, актер принесший Джармушу кассу и массового зрителя, имени у этого героя нет, а в титрах он обозначен как «Американец». Если сильно огрублять, то это картина про победу культуры и искусства над мировым правительством в лице Билла Мюррея и в пользу этого прочтения говорит орудие убийства - гитарная струна. Фильм стоит смотреть когда вы уже очень близко знакомы с творческим методом Джармуша.

  1. Выживут только любовники - Самый нетипичный вампирский фильм.

Дорожная карта по Джиму Джармушу, изображение №11

Так историю про вечных и ужасающих врагов человечества не рассказывал никто. Два вампира, Адам и Ева, вечные любовники, всегда молодые и питающиеся кровью, живущие культурой. Они презирают внешний мир, предпочитая общество друг-друга и немногочисленных знакомых. Адам все время проводит за музицированием, Ева погружена в книги и хранит их вместо еды в холодильнике. Никакой другой фильм так сильно не заражает любовью к искусству.

Адам и Ева - это Джим Джармуш и его жена Сара Драйвер. Они выбрали культурный эскапизм, предпочли закрыться от внешнего мира, проводя время за чтением и прослушиванием музыки и смотря на наше время с нескрываемым разочарованием.

  1. Патерсон - фильм - поэма , навеянный творчеством американского поэта-имажиниста Уильяма Карлоса Уильямсона. Без конфликта, без развития действия, мы видим лишь водителя автобуса, который проживает свою рабочую неделю. Но дни здесь - строфы, автобус - космический корабль, волосы девушки - водопад.

Дорожная карта по Джиму Джармушу, изображение №12

Если «Мертвец» изящно переплетает поэзию и кино, то «Патерсон» делает их едиными. Начнем с того, что главного героя зовут Патерсон, он живет в городе Патерсон и работает водителем автобуса (не забудем также упомянуть, что играет водителя автобуса актер с фамилией Драйвер) и в этом городе также жил поэт Уильям Карлос Уильямс, автор поэмы «Патерсон», писавший белые стихи про жизнь простых рабочих. И рифмы на этом не заканчиваются, однажды жене героя приснилось, что она родила двух близнецов и сразу после этого Патерсон начинает видеть их везде в городе. И это еще не все, рифмуются здесь и водопад у которого сидит главный герой каждый день в обед и волосы девочки, автобус и космолет, маленький провинциальный городок и вселенная. Самая поэтичная и самая выверенная картина в творчестве режиссера.

  1. Мёртвые не умирают - крайний фильм Джармуша и в нем он добрался до самого мейнстримнового жанра - зомби апокалипсиса. И получилась у него абсурдная комедия про современное общество.

Дорожная карта по Джиму Джармушу, изображение №13

Находясь в статусе живого классика, Джармуш предпочитает вести жизнь отшельника, у него даже долгое время не было телефона, поскольку он их ненавидит. И на современный мир он смотрит с иронией и разочарованием, оставаясь где-то в стороне от всех событий и ожидает конца света. Не в прямом смысле, конечно (наверное), но именно такой герой есть в фильме, по всей видимости - альтер эго самого режиссера. Но а мы же с вами будем ждать его новых работ, надеюсь их будет еще не мало.

И если вам немного помогла эта карта - я очень рад и приглашаю вас послушать выпуск подкаста Мувитон про поэта, музыканта, вечного эмигранта и режиссера Джима Джармуша!