Аэрофлот

О бедном аэрофлоте замолвите слово

Чтож, перед отчетом стоит сделать пост о моей любимой компании в прошлом. Давайте попытаемся понять, что ждет нас в ней и когда будут сокровенные 240 рублей за бумагу, которые помогут попасть компании в индекс MSCI и сделать всех счастливыми и богатыми. Ну и подумаем, как же поможет чемпионат мира и какую ДД и и ЧП можно ожидать в этом году.

Итак:

Компания Аэрофлот это не самая прекрасная компания с точки зрения управления и работы, очень много управленческих косяков (достаточно вспомнить многомиллиардные убытки от хеджа топлива), политизированность (покупка сухих, Россия), а также неэффективность работы в секторе, где она фактически монополист, ну и странные сделки, которые они продолжают заключать: «Аэрофлот потратит до 124 млн руб. на продвижение «высокого уровня обслуживания» компании в социальных сетях. Ремарка — максимальная стоимость аналогичных услуг для российского рынка оценена в 17,7 млн руб. Период оказания услуг в обоих случаях — I полугодие 2018г»
Ай да молодцы, не правда ли?

Плюс по внутренним распорядкам, топливо на 10% минимум берут у стороннего поставщика, поверьте он продает его сильно выше рынка, но все счастливы.

Еще небольшое отклонение: Я привык к тексту и табличкам, но все же постарался сделать некоторое кол-во графиков, для удобства восприятия людей, убил на это много времени, но вроде карсивенько получилось =) Я понимаю, что они возможно не вполне идеальны с точки зрения бухгалтерии, но они корректны с точки зрения отрезвления людей. Вот диаграмма, где оранжевым полученные пролетные деньги, а синим чистая прибыль. Ничего не смущает?
О бедном аэрофлоте замолвите слово|712x180

А теперь, если из ЧП вычесть пролетные и посмотреть как компания работает сама?

О бедном аэрофлоте замолвите слово

А теперь еще хуже, даже если просто вычесть возврат от боингов за последний год, и прикинуть минус за последний квартал?

О бедном аэрофлоте замолвите слово
Ну и последняя картинка, чтобы было больше треша — давайте уберем чистую прибыль от победы, и посмотрим как же работает группа без этого лоукостера:
О бедном аэрофлоте замолвите слово|658x325

После этой диаграммы стоит выдохнуть и подумать, пока не стоит толстыми пальцами долбить по кнопке «SELL» в своем терминале.

Давайте думать, а есть ли шансы у компании? Давайте разберем возможные драйверы и минусы компании:

Россия – одновременно и минус и плюс, компания работает мягко скажем не лучшим образом, но обеспечивает бортами всех тех, кого надо, поэтому это социальная нагрузка в минус, но есть шансы на ее продажу и тогда для аэрофлота это плюс.

Сухие – я когда писал год назад, перед тем как существенно увеличить позу перед отчетом 30 ноября, я ездил в аэрофлот и смотрел, что у них происходит. Тогда и был озадачен, ведь на ремонте стояло около половины бортов сухих и причем уже год! Половина! Об этом ведомости написали лишь через полгода, но если продолжать тему, то налет на этих самолетах у ары в среднем 3,5 часа в день на борт, это в 3 раза меньше среднего показателя в России. Но аэрофлот продолжает покупать эти машины. Почему? Мне кажется все ясно, не только я, но и ребята повыше видят откуда идет основная прибыль в компанию, а топы получают с пролетных неплохие бонусы, поэтому соцнагрузка наше все. Будет аэрофлот покупать все неэффективное российское ибо выбора нет.

Дивиденды – опять-таки исходя из понимания откуда прибыль, Аэрофлот будет всегда платить ровно столько сколько скажут, так что наверное это больше плюс, чем минус, и наверное перед приватизацией могут и увеличить дивы до 75%, разогнав котиры, хотя могут и убрать дивы, если решат продать компанию «нужным» людям.

Рост цен на топливо – перестали хеджировать и слава богу, но затраты продолжат расти, вот вам наглядная картинка как изменились цены, и дальше будет не лучше, а все это нивелирует прирост пассажиропотока

Чемпионат мира – соглашусь, позитив 2 месяца счастья и принесет нам добра в виде 2 ярдов ЧП, надеюсь, хотя сам аэрофлот на встрече с инвесторами говорит, что это практически не скажется, т.к. европейцы увеличивают кол-во чартеров для своих болельщиков.

Долг – прекрасная история с диким снижением долга в этом году, хоть и набираются новые борты, но на снижении долга компания будет экономить средства около 1-2 миллиарда в год.

Приватизация – кто-то верит в приватизацию в ближайшие год-два, не буду их разубеждать, просто напомню глянуть историю, кого когда хотели приватизировать и кого когда реально приватизировали. Но вера это хорошо.

Субсидии – вопрос, когда устанут субсидировать крым и дальний восток, это может ударить и по Аре, пока же это более позитивно, чем негативно.

Лоукостеры – это будет довольно больно для аэрофлота, так как вместе с трансаэро с рынка ушли и все европейские лоукостеры, но которые рано или поздно вернутся, а это конкуренция в которой аэрофлоту нелегко, однако по заверению опять-таки самого аэрофлота, есть договоренности с ними и в ближайшее время лоукостеров ждать в России не стоит обратно.

Имидж – пока аэрофлот на международной арене завоевывает призы, в России копится негатив от победы, у нас социум не готов спокойно относится к этому, у нас привычка чтобы все было дешево, но и по высшему уровню, отсюда вечные скандалы с компанией, что бьет по имиджу и аэрофлота.

Мультики – да тут все хорошо, но в прошлом году было еще лучше, а в этом году будет лучше, чем в следующем году. Я думаю все же стоит покупать компанию, которая не дешевая по мультикам сейчас, а купленная с текущими мультиками, станет по это цене дешевая после следующих отчетов.

Дивы – тут жду наверное только улучшения, а не возврата к уставным 25%. Опять-таки из-за понимания откуда формируется та прибыль, которая идет на дивы. Возможно мы увидим их увеличение, но только при условии скорой приватизации, и то, если это будет не в рамках приватизации в нужные руки.

Фонды — на снижении всей нашей мамбы был неадекватный рост ары, все удивлялись почему и как, понятное дело, что это было дело рук кукла, но в моей версии это был хороший вход долгосрочных фондов, т.к. этот бизнес им понятен, они всегда любили ару и это для них долгосрочная инвестиция на года.

Остальные риски все же считаю менее важными или вероятными, но в текущих реалиях, я не понимаю, что прекрасного в этой компании?

По 17 году мы получим ЧП около 20 миллиардов, может немного выше будет эта цифра, а за счет чего в этом году мы получим сильно больше? Хорошо, чемпионат мира +долг, но это ярда 2-4, а в 19 году? Просто рост пассажиропотока не дает изменений в цифрах, т.к. затраты растут не меньшими темпами.

Поэтому я думаю компания надолго застряла в коридоре ЧП 20-30 миллиардов, но имеет очень большие риски, поэтому покупать ее какого-то смысла наверное нет. Да это хорошая и достаточно дешевая компания, лучшая практически среди всех мировых аналогов, но что ее закинет на 200 рублей, я не могу представить.

Ну и здесь еще глобальный великий философский вопрос, что же важнее дивы или мультики, как видно пока людям интереснее дивы. Ведь дивы не смотрят тогда, когда верят в рост компании, а тут растет оборот, но не прибыль.

Всем хороших торгов!
https://smart-lab.ru/blog/445337.php

Аэрофлот. Часть2

  • 01 февраля 2018, 14:57
  • malishok

Продолжаем, про любимый Аэрофлот.

Сравним, вдруг откуда ни возьмись любимый за последний год параметр CASK, хитрый и интересный параметр (я вот только недавно в аналитике стал про него читать во многих компаниях, стало модное очень слово и главное для аналитиков — непонятное клиентам можно оперировать и делать выводы абсолютно какие хочешь, люди не особо поймут что-то), который наверное все видели в первый раз. Выудили из очень глубоких отчетов вместе с красивой картинкой сравнения с аналогами, хоть этот параметр редко кто использует и вообще понимает. Грубо говоря это затраты, и это действительно хорошая позиция у Аэрофлота по сравнению с другими авиакомпаниями. На картинке это хорошо видно:

Но будет огромным лукавством рассматривать только этот параметр, честно будет смотреть тогда и параметр RASK, который антоним CASKу (это средний доход на кресло-километр) и естественно, чем выше он, тем лучше для компании, и смотреть их можно и нужно ТОЛЬКО вместе, ну что ж, смотрим (я не стал доводить до цифр, я сделал пропорцию взяв за 1 это значение Турков, которые самые близкие как аналог к аэрофлоту):

Мне кажется, что довольно наглядно.

И если в затратной части с Турками у нашей авиакомпании схожие цифры, то в доходной разница более, чем на треть, причем в худшую сторону. И что уникально – после ухода трансаэро, этот параметр у нашего аэрофлота практически не изменился, хотя должен был по идее вырасти, такой вот эффективный бизнес. Да и спред между RASK и CASK у аэрофлота с годами не улучшается, а ведет себя разнонаправленно, а последнее время даже ухудшается, несмотря на рост пассажиропотока и другие «позитивные» новости.

О чем еще можно сказать - не буду рассказывать опять про цифры прибыли без учета пролетных, но можете еще раз посмотреть мой предыдущий пост, чтобы понять — дисконт в 3,5 раза по сравнению с Турцией это вполне обоснованные цифры, особенно включая страновой риск.

Не буду тут рисовать всякие пузырьки с этими поправками, чтобы не шокировать тех, кто в лонге, все же пролетные это часть бизнеса, не будем играть постоянно на этой теме. Но посмотрим, как Аэрофлот чувствует себя на фоне остальных зарубежных компаний, а не внутри России в секторе транспорт, где у нас и перевозка вагонов и бизнес аэропортов и перевалка хлеба.

Снимок-экрана-2018-01-31-в-2.08.13

Неожиданно, но аэрофлот не самый дешевый, а если учитывать страновой риск процентов в 10-20, мы и вовсе как все остальные, да и если думать с перспективой на 1-3 года, то Турки, например, сместятся в более интересную зону, чем аэрофлот. Так что легенда вроде как о нереальной дешевизне нашего аэрофлота. Пока все довольно грустно.

Но все же внесу немного позитива, а то измучили этим вопросом, но всем лень посчитать цифры:

Билеты на ЧМ по 5 рублей. Во-первых, прочитайте внимательно условия, каждый второй мне сообщает, что это билеты в 1 сторону, а обратно нужно будет покупать уже за полную стоимость, да ничего подобного, внимательно читайте условия акции. Если не увидели там про перелет туда-обратно, перечитайте еще раз, обычно 2х раз вполне хватает для осознания.

Ну и прикинем очень грубо в какие затраты это выльется — в июне ожидаемая перевозка будет около 5 млн пассажиров по всей группе, а «бесплатных» билетов 140 к (70 к * 2), что совсем немного, всего около 3% от всей месячной перевозки, что вполне отобьётся прибылью на завышенных ценника при перелетах на других рейсах (для обычных пассажиров или иностранных болельщиках). Да и если посчитать, что в среднем цена билета в обе стороны около 14 к (для удобства расчета считаем, что сибиряков очень много прилетит) то это убыток всего 14 к * 70 к=1 млрд рублей, не критично для такой компании, как аэрофлот, поэтому этот негативный фактор можно забыть и не разводить огромные дискуссии о том, как пострадает чудовищно прибыль аэрофлота от этого. Окей, пусть будет 500 млн, как считает кто-то, цифра достаточно незначительная для такой махины, так что пока просто прикинули, что на это можно забить. Будем верить в доп заработки от иностранцев и перелетов не по акции.

Ну и еще немного позитива, уже сейчас аэрофлоту приходит 6 новых больших бортов и все в предвкушении увеличения перевозок. Но есть один нюанс – пропускная способность аэропорта шереметьево не позволяет их использовать, один борт, например, уже уехал в Санкт-Петербург, для остальных пока не хватает места в МСК. Вот такой вот продуманный бизнес и стратегия компании и как они будут решать эту проблему, получив в этом году планируемые новые 44 борта, мне очень интересно. Хотя я вроде обещал про позитив, но что-то опять не вышло. Тогда продолжим негативить, это у меня лучше получается:

Если вы действительно хотите знать от чего может пострадать прибыль аэрофлота я вам подскажу. История номер один:

МОСКВА, 29 января. /ТАСС/. Авиакомпания «ВИМ-Авиа», прекратившая полеты осенью прошлого года из-за финансовых проблем, ожидает решения правительства РФ относительно возможности использования части оставшихся средств «Аэрофлота», которые были направлены на обеспечение текущей операционной и финансовой деятельности авиаперевозчика, на погашение задолженности сотрудников по зарплате

Это будет убыток около 2 миллиардов. Какая мелочь скажет вы, да и сегодня вышли новости, что кто-то из правительства против. Ну хорошо, лонгисты, подкинем вам еще новостей:

Российская авиакомпания «Аэрофлот» оценила, во сколько обойдется установка видеокамер в салонах самолетов. Как сообщил гендиректор «Аэрофлота» по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров, для такой установки камер потребуется 40 млрд руб. «Есть предписание установить в салоне всех самолетов камеры в 2019 году. Устанавливать на сегодняшний день камеры с онлайн-трансляцией с учетом дороговизны трафика передачи информации, это действительно очень дорого стоит. Это опять ляжет на плечи наших пассажиров»,— цитирует ТАСС господина Александрова.

Позитивные новости — это наше все. Кстати, это без учета дополнительных последующих затрат на ЦОД и оплату каналов, что увеличит нам OPEX, и сделает акционеров еще грустнее.

Ну и напоследок, я кривенько нарисую вам одну картинку, знаю вы больше любите палочки красивые, так что специально для вас:

ЗЫ И чтобы не спрашивали — шорт я свой закрыл в понедельник, но все еще жду компанию ниже и без особых перспектив забраться выше 200 р, на этот год — 160 р, мне кажется это уютный потолок.

Хороших торгов!
https://smart-lab.ru/blog/449127.php

Аэрофлот
Нежданчик в отчете, когда они взяли и пересчитали ЧП за 2016 год, радостно объявив, что за 2017 год у нас прирост в деньгах, а по старому отчету там небольшое падение. Бухгалтеры такие бухгалтеры. Но они спасли отвратительнейший отчет этим, ведь если смотреть оперативную прибыль и работу компании, то аэрофлот отработал просто ужасно, на фоне прироста пассажиропотока. Что очень печалит:
Еще немного о прошедших отчетах (аэрофлот, ммк)
Рентабельность рухнула, но главное, чтобы премии руководства не пострадали, неважно, что получаются они за счет пролетных и за счет бумажных прибылей. Пока спасла отчет вот эта строчка, принеся 20 ярдов по сравнению с прошлым годом плюса:
Еще немного о прошедших отчетах (аэрофлот, ммк)
Но даже она не смогла сильно помочь и хорошо переоценить ЧП.

Все в аре стабильно — плохо, как уже и прогнозировали и писали не раз про эту компанию. Шорты закрыли, хотя справедливая цена видится все же ниже 130, но бумажная переоценка может и в мсфо подкинуть дивидендов то есть можно будет ждать не 10-12 рублей, а например 12-15.
Так что пока идей никаких нет, нужно ждать МСФО и разбираться на чем может быть рост у компании. Единственно, что радует — это обнуление долга, о чем писал еще после полугодового отчета. Так что возможно компания еще сможет быть историей роста и будем ее покупать под историю ЧМ, под дальнейший рост пассажиропотока, под резанные косты, пока же все как я и ожидал, это немного печалит, компания нам нравится. Но только победа тянет ее в плюс пока что. Ждем немного ниже и мсфо.
https://smart-lab.ru/blog/452289.php

Аэрофлот. Отчет

  • 02 марта 2018, 11:11

ЧП по году попала в середину моего диапазона ожидания, который год компания выдает планируемые цифры по году, остается только дождаться данных сложно прогнозируемого 3 квартала и дальше уже все проще.
Мне единственно кажется, что то что произошло вчера после отчета, сложно назвать чем-то адекватным, рост на объемах, которых не было несколько лет, да еще на 7+ процентов, да еще и на нейтральном отчете, как-то неожиданно.

Аэрофлот. Отчет|426x179

Объем очень уж совпадает с подобным в ноябре, так что как версия, кто-то большой зашортил тогда и закрыл шорт сейчас. Или же фонд вышел в тот момент перед отчетом за 3кв, и вошел обратно на годовом. Сложно сказать, но нестандартное дело, хотя вряд ли какой-то фонд шортил на миллиарды такую бумагу. Странно. Это просто отметим, без выводов.

Возможно скоро мы что-то узнаем, например 16 марта будет собрание по дивидендам, хотя все с большой вероятностью ждут повторения 50% могут быть и сюрпризы – например 75%. На данный момент компания очень сильно сократила чистый долг и в общем-то может выплачивать дивиденды больше половины от своей прибыли. Ведь не забываем, что компания все еще работает в уверенный убыток и в прибыли аэрофлота из 23 миллиардов более 33 это пролетные деньги, так что честные показатели работы Аэрофлота это убыток в 10 миллиардов, какой это хороший бизнес? Это без учета гос субсидий на топливо, на крым/дальний восток и т.д.

Об этом любят забывать любители фундаментала/калькуляторов/счетов/экселя и считают компанию растущей и хорошей, но я честно не понимаю такой радости и где они видят этот рост, а также зачем сравнивают вместе авиакомпанию с зерноперевалкой и портами, называя это одним сектором. Или с зарубежными аналогами, забывая о страновом дисконте. Чуть-чуть больше честности!

Вот вам важный показатель – операционная прибыль, в которой нет валютной переоценки или возврата денег от боингов, на что можно ссылаться в ЧП, говоря, что в 2016 просто были завышенные ожидания и бумажная прибыль.

Аэрофлот. Отчет

Падение по ней очень приличное (порядка 40% аж), компания на рубль выручки зарабатывает меньше и меньше, и чтобы чистая прибыль в дальнейшем существенно увеличилась, ей нужно пассажиропоток увеличивать желательно кратно, что кстати и хочет сделать в ближайшие 5 лет Победа, которая планирует увеличить пассажиропоток в 3-5 раз как раз. Очень мне нравится бизнес нашего лоукостера.

Затраты на персонал выросли и падать не будут, а укрепление рубля мешает конкуренции на международных рейсах, и если раньше была радость от падения долга в рублях, за счет большой валютной составляющей, то с прилично сниженным долгом такая зависимость сильно снизилась. Затраты на топливо поднялись прилично и принесли доп убытка около 20 миллиардов, но стоит порадовать людей, сидящих в бумаге, цены на авиатопливо на бирже упали прилично, около 20% от хаев декабря, что согласно документу аэрофлота принесет очень много денег.

Аэрофлот. Отчет|444x331
Аэрофлот. Отчет

Но есть один нюанс – на местах, в аэропортах отпуск в январе в среднем даже повысился в цене. Но не буду нагнетать, снизятся они и там, никуда не денутся, рубль укрепился, нефть припала, ценами на авиатопливо уже заинтересовались в фас, должны будем увидеть скоро радость в отчете. Но пока за 1кв чуда ждать не стоит.

Про зависимость от валют, что я говорил и кол-во долларово-евро зависимых перевозок можно глянуть тут:

Аэрофлот. Отчет|309x142
Аэрофлот. Отчет|305x188

Как итог по отчету, в нем все так как я и ждал и уже писал. Можно прочитать мои более негативные опусы про аэрофлот в 2х частях, но это просто еще один взгляд на компанию, не надо потом писать, ах ты магедонишь, а компания растет, я не магедоню, я говорю только свой взгляд на компанию, а цели ценовые к этому не имеют отношения. Цель в годовом плане на конец года 160 примерно, может 180, так что в целом жду я рост в ценах, но при этом негативно смотрю на бизнес. Просто я не понимаю, зачем мне вкладывать сейчас деньги в эту компанию и играть такой маленький апсайд с большим количеством рисков, т.к. не вижу пока других драйверов для переоценки капитализации кроме как только за счет наличия дешевых мультипликаторов. Так что позиция не меняется и все такая же – краткосрок ждем ниже, долгосрок ждем выше, сами находимся вне бумаги.

Идеальная компания для такой немного странной рекомендации как «держать».

Вкратце плюсы и минусы:
“+” ЧМ, потенциальное снижение цен на топливо, рост победы, низкие мультипликаторы ev/ebitda, мЕньшая зависимость от курса рубля, существенное снижение долга, дивы 50%, стабильный рост пассажиропотока.
“-” вероятность возврата выплаты дивов согласно дивполитике, существенно увеличенные расходы на персонал, снижение прибыли за счет акции 5 рублей на ЧМ, потенциальный рост цен на нефть, нет дальнейших драйверов для роста в будущих годах.

Главная задача аэрофлота это показать, что они могут эффективно работать, компании должно быть по силам снизить операционные затраты и тогда компания выйдет в плюс без учета пролетных денег, а вместе с ними сможет генерить 40-50 миллиардов ЧП, радуя огромными дивами. Так что наблюдаем внимательно за компанией, и в этом году нам будет также очень интересен отчет за 2кв, куда попадет ЧМ, а не только 3ий квартал. Посмотрим, кто же прав – магедонцы, которые говорили про смерть ЧП за счет 5и рублевых полетов, или люди, которые говорили, что это кратно отобьётся за счёт прилетающих иностранцев.

ЗЫ: Просто информация из серии занимательные цифры – если ты покупаешь что-то в самолете по каталогу дюти фри, знай себестоимость у этого в 2 раза ниже)

https://smart-lab.ru/blog/455794.php