28.11.2012, 07:07
Итак после продажи Мурманского порта осталось лишь несколько идей в транспортном секторе.
Приватизация 20% НМТП, покупка Суммой 56% ДВМП и история с Енисейский пароходством.
Однако последний свободный актив это мой любимейший порт Ванино. Государство 7 декабря продает контрольный пакет, 55% уставного капитала. Последний порт на Дальнем Востоке. Владивосток у ДВМП, Находка у Евраза, Востойный у Кузбассразрезугля, Посьет у Мечела.
В 2011 про аукцион никто и не писал, но он стал знаменитым из-за резкого роста цены в ходе торгов. Никто не понимал важности актива. Сейчас новый конкурс в центре внимания. Есть три реальных претендента: Лисин, Дерипаска и Сибуглемет. СУЭК и Тимченко решили построить новые порты, а Мечелу не до покупок.
Владимир Лисин и его портовый холдинг UCL Ports нуждаются в активе на Востоке ведь у них уже есть порты СПб, Туапсе и Таганрог на Балтике и Черном море и по аналогии со стратегией группы Сумма лучше иметь присутствие на всех бассейнах. Лисин готов выложить 10 млрд. рублей или $4300 за акцию.
En+ Олега Дерипаска уже владеет 28% акций и использует порт для импорта глинозема на сибирские заводы РУСАЛа. С учетом глобальной стратегии инвестирования в Восточную Сибирь и Дальний Восток для En+ Ванино стратегически важен. Дерипаска торговался до 5 млрд., но с учетом того что доля уже есть они могут скупать все возможные акции, ведь free-float позволяет нараститьт долю даже до 40%, чтобы в случае проигрыша иметь право на использование актива.
Сибуглемет уже хотел зайти в порт Восточный и сейчас для них это шанс оптимизировать экспорт, в прошлый раз они торговалсь до 10 млрд., для них это попытка развития, иначе сами они станут целью для поглощения.
С учетом важности порта, мне кажется что теоритеически возможен сговор между Лисиным и Дерипаской, однако позиция Сибуглемета пока не ясна.