Пост про ритейл

11.05.2016, 19:45

Повторение старого занудства от Элвиса.

Нашел свою старую запись от весны 2015 в группе. Подписываюсь под каждым словом. Прогноз был в точку, добавить нечего. Хотя большинство тогда со мной было не согласно.

Но я просто добавлю актуальные слайды, с данными за 2015. И жирным добавлю свежие комментарии к ним.

Посмотрел вчера отчеты и презентации ритейлеров. Также проанализировал наш вчерашний опрос. Это все мое мнение. Запись сохраню в обсуждениях. Бумаги ритейлеров торгуются с мультипликаторами 15-25 годовых прибылей. Особенно мне нравится, что Магнит рекомендуют покупать ВСЕ инвестдома. Почти, также как я приводил пример, в начале 2011 Мечел рекомендовали покупать ВСЕ инвесткомпании. Удивительно. Мне как инвестору лучше купить акции оборонных компаний с P/E=1,5-2,5 чем 15-25, с дивидендной доходностью 15-20%, чем 1,5%, но с такими же темпами роста в 30-40% (в штуках). Логично? Чем же они мотивируют это, и чем обосновывают свои замечательные перспективы сами рителйеры? Данные за 2013 год, в 2014 значит все еще больше приблизилось к “целевым” значениям.

Слайд №1. Я бы назвал его антислайд. Они утверждали, что российский рынок один из крупнейших в мире (там правда перед РФ еще Япония и Индия). Но тогда куда расти? После девальвации все встало на свои места, но потенциала тем не менее нет. Не может россиянин потреблять больше француза. Мы уже 9-е, это более менее справедливо, но теперь до некоторых инвесторов все же уже дошло что расти некуда, а в мире есть рынки ритейла поинтереснее и перспективнее нашего.

Russian food retail market 2015|1679x1137

Слайд №2. На 2013 лишь 63% условных магазинов было современного формата. А в Германии 88%. Вот он потенциал в 40% к 2020 ))) Меня всегда удивляло, где все эти оптимисты были когда Магнит стоил 1000 или даже 300 рублей? Там было другое проникновение в районе 20%. Но когда рынок уже близок к близким польским параметрам (в 2014 наверное уже догнали), то вдруг стало очевидно, что есть еще запас. Большой акуле очевидно, что надо вкладываться в индийский ритейл, а российский впарить наивным инвесторам. Как когда-то акции РАО ЕЭС после их роста на 1000%. Уже 67% в 2015. То есть за два года проникновение выросло аж на 4%!!! К 2020 может быть и будет 75% как в Польше. Это явно не растущий сектор.

Проникновение современного формата 2015|1668x1163

Слайд №3. Многие указывают на фрагментацию нашего ритейла. Крупнейшие игроки контролируют лишь 25% рынка и напрашивается укрупнение. Особенно если взглянуть на Францию или Чехию. Однако если взглянуть на США, то видно, что у больших в географическом плане стран все не так. Даже знаменитый Wall-Mart держит лишь 24% рынка.

Наш опрос это подтверждает. Жители крупных городов уже получили доступ к сетям или наоборот сети получили к ним доступ. Наступление сетей в 2015 дойдет до Иркутска и дальше остался только Дальний Восток и Северный Кавказ. Потенциал роста вширь почти отсутствует. Отдельно отмечу что я лично 75% покупок еды делаю в Metro и O’key, наш опрос 2015 говорил что так делает большинство. Реальное проникновение выше заявленных 25%. Это статистичекое заблуждение, можно провести опрос-анализ друзей-знакомых-родственников и вы поймете что они покупают в основном в сетях. Через пару лет даже по этой статистике будет 1/3. Для такой большой страны далее укрупнятся можно будет только через M&A, тут наверное выстрелит “Дикси”.

Современный ритейл доли рынка 2015|1627x843

Опрос 2015:

Опрос Ритейл 2015.03|610x908

Прилагаю карты Лента 2011 и 2014. Когда надо было покупать? Или Киров, Архангельск и Тамбов дадут прирост еще в 100% выручки? Конечно сети еще на запустили щупальцы в некоторые регионы и деревни, но логично что они захватили уже наиболее маржинальные регионы. В этот раз прилагаю третью карту Ленты с данными по магазинам за 1 кв. 2016.

Лента карта 2011|849x512

Лента карта 2015|924x507

Лента карта 2016|919x612

Как мы видим в 2016 они открыли парочку магазинов в Уфе и СПБ. А в остальном - Тобольск, Рязань, Калуга, Орел, Ханты-Мансийск, Димитровград, Ставрополь. Осталось еще в Кострому, Киров, Архангельск, Тула, Курск, Абакан, Курган, Владикавказ, Элиста. Это все несерьезно. Далее война ритейлеров, очень жестокая за долю рынка.

Что говорит статистика. На фоне огромной потребительской инфляции мы видим спад продаж по ритейлерам в целом (вчера приводил новость), при этом некоторые крупные сети продолжают рост. Но даже из их данных видно, что если отнять инфляцию и открытие новых магазинов, то на старых площадях идет настоящее падение выручки. Все так и есть. Инфляция к тому же падает, что скажется на росте выручки далее и уже сказывается.

Безработица выросла с 4,8% до 5,8%. 10% активного населения перестало обслуживать потребкредиты и это только начало кризиса. Откуда рост? Повторю, что может быть и по статистике еще есть куда расти, только вот все крупные города уже покрыты сетями и наш опрос это подтверждает, а строить магазинчики в мелких городах не так выгодно, но также затратно. Что тут говорить, я выхожу на улицу и представляю где можно открыть новый магазин и понимаю что негде. Конечно есть новые микрорайоны или Ачинск, да еще порастут компании, но это не бум как 5-10 лет назад. Магнит открывает магазины на одной улице - поэтому его показатели темпов роста стали из лучших худшими в секторе.

IMG_7490|3264x2448

Но ритейлеры обладают амбициозными инвестпрограммами. Лента, ОКей, Магнит вложат в 2015 в 2-3 раза больше в расширение чем они зарабатывают. То есть наращивают долг, при возможном падении прибыли. В 2011 Мечел вел такую же амбициозную инвестпрограмму и все аналитики как один говорили про будущую отдачу от Эльги. А потом упали цены на уголь. А спрос на еду уже падает и это я не придумал, это вышедшие вчера данные. Тут я был не прав, более проворные X5 и Лента хотят вырвать лидерство в своих сегментах и агрессивно и правильно инвестируют.

Мое мнение, расти еще есть куда, но все интересные регионы заняты, далее только конкурентная борьба, уже даже не с местными, а с федералами, а это никак не сочетается с высокой рентабельностью. Это уже повод выпрыгивать из когда-то растущих акций, однако экономический кризис заставляет делать это еще быстрее. Повторю за год индекс вырос, хотя пост был написан на предыдущих пиках, а вот ритейлеры, кроме X5 упали. Мультипликаторы по-прежнему высокие.

Я в целом как вы знаете оптимистично смотрю на рынок, и индекс вырос а вот ритейлеры сдулись. Судя по сегодняшнему обзору АТОНа никто в упор не видит проблем в секторе, единственно что уже не покупают Магнит, что само по себе чудо.