Славнефть самая дешевая ВИНК

26.05.2013, 07:06

Пишу больше для себя. Выложить свои рассуждения в одном месте.

Существует такая нефтяная компания Славнефть. №7 среди российских ВИНК. 99,8% ее акций принадлежат трасту, которым паритетно владеют Газпромнефть и ТНК-ВР.

Я помню в декабре 2002 года покупал каждый день в киоске газету Ведомости и там очень живописно описывалась подготовка к аукциону по приватизации Славнефти. Сделка была в центре внимания биржевого сообщества. Это была последняя государственная нефтяная компания на продажу, кроме стратегической Роснефти. Стартовая цена $1,7 млрд. за пакет 74,95% акций.

Олигархи грамотно подготовились. Сибнефть скупила почти весь free-float Славнефти и пакет в 10,83% акций у белорусов, а ТНК собрал блокпакеты в ключевых дочках. Это отпугнуло ЛУКОЙЛ и СургутНГ. Однако ЮКОС даже дал Сибнефти денег взаймы (как выяснится уже весной 2003 они подготовились к слиянию).

Но были претенденты и покруче, готовые рискнуть. Роснефть и ее глава Сергей Богданчиков уже тогда мечтали подняться с 10-го места в рейтинге повыше. Приобретение Славнефти укладывалось в эту стратегию, тем более это госкомпания. Роснефть предлагала $2,5 млрд. Я считаю это очень характерный момент для понимания сути истории страны. Путин даже глазом не моргнул. Ни о какой национализации и речи не шло. Уже два года он как президент, но он поддерживает крупный бизнес, а не государственную Роснефть. Никаких Сечиных. Т.е. его напугало только то, что уже в 2003 олигархи стали обкэшиваться и нефтянку стали продавать за бугор (ТНК и ЮКОС). В тот момент Роснефти запретили купить Славнефть под тем предлогом, что в приватизации госкомпании не могут участвовать так как это противоречит ее духу.

Хотели купить и китайцы.CNPC готова была выложить $3-4 млрд. Но под видом китайской угрозы и стратегической важности компании их также не допустили.

В результате было разыграно шоу, когда аукцион выиграло “Инвестойл”:

С 11 утра в зал на 4-м этаже здания РФФИ начали подтягиваться участники аукциона — представители семи малоизвестных компаний оказались очень известными бизнесменами. В первом ряду расположился исполнительный директор ТНК Герман Хан, за соседним столиком сидели президент «Сибнефти»Евгений Швидлер и глава московского офиса Millhouse Давид Давидович, а место за спиной у Хана занял первый вице-президент «Сибнефти» Александр Корсик. Другие участники торгов были неизвестны широкой публике, а всеобщее внимание привлекали две девушки, которые нервничали гораздо меньше нефтяных олигархов. С заднего ряда за происходящим следил президент «Славнефти» Юрий Суханов.

Ближе к 12 часам публике был представлен аукционист, который выбирался РФФИ в обстановке строгой секретности. Почетная миссия продать «Славнефть» досталась президенту Федеральной фондовой корпорацииВладимиру Коровкину. Прежде всего он попросил присутствующих выключитьмобильные телефоны, не курить и «не использовать ненормативную лексику». После объявления стартовой цены «Славнефти» — $1,7 млрд — таблички с номерами почти одновременно подняли сразу несколько участников. Однако вскоре Евгений Швидлер, представлявший интересы ООО «Инвестойл», торговался лишь с девушками из ООО «Оптифор». А Герман Хан вообще ни разу не поднял свою табличку. У Швидлера денег оказалось больше: он предложил на 10% выше стартовой цены — $1,86 млрд — и победил. Вся процедура заняла около 3 мин, и ровно в 12 часов сотрудница РФФИ уже вручала Швидлеру большой букет, а Хан с улыбкой пожимал ему руку.

Вскоре после аукциона стало ясно, почему «тюменцы» не стали конкурировать с «Сибнефтью». Оказалось, что компании заранее сговорились о совместном участии в аукционе, а «Инвестойлом» они владеют напополам. Вице-президент ТНК Олег Сурков заявил, что партнеры совместно профинансируют эту покупку. А Евгений Швидлер сообщил, что компании будут вместе управлять и 10,83% «Славнефти», которые «Сибнефть» недавно приобрела у Белоруссии. Всего же в собственности альянса теперь 98,95% нефтяной компании.

Т.е. еще тогда на интересы бюджета было наплевать. Это аукцион не дотянул даже до продажи блокпакета Связьинвеста в 1997 за $1,876 млрд. И все это перед войной в Ираке, когда цены на нефть резко выросли, перед большими мегасделками в отрасли, когда акции стремительно переоценились. Было наплевать на интересы инвестклимата - в Казахстане наоборот бы этот актив специально продали иностранцам, чтобы завлечь капитал.

Для чего я все это рассказываю хоть это и интересно? Дело в том, что Сибнефть и ТНК (еще не ТНК-ВР) купили 75% Славнефти за $1,86 млрд. оценив всю компанию в $2,48 млрд. или $0,52. А сейчас через 10 лет бумаги Славнефти стоят дешевле! Как обстоят дела с акциями других нефтяных компаний? Хуже только у ЮКОСа.

Славнефть и дочки не выросли за 10 лет! Газпромнефть и ТНК-ВР отбили свои вложения дивидендами и на торговле нефтью, но актив в любом случае хуже не стал.

Кстати это тема для отдельного поста, но из таблицы четко видно, что участие в M&A и покупка акций второго эшелона (консолидация Роснефти и Башнефти, слияние ТНК, СИДАНКО и ОНАКО в ТНК-ВР Холдинг с учетом супер дивидендов) намного интереснее чем просто сектор в среднем. Конечно справедливости ради в итоговой доходности нужно считать и дивиденды.

Капитализация Славнефти, которая сопоставима по добыче и переработки с 6-й и 8-й ВИНК Татнефтью и Башнефть в 7 раз ниже чем у аналогов!!! Конечно нужно посчитать еще и фрифлоат дочек. Единая Славнефть стоит ровно 100 млрд. рублей, но это все равно в 4 раза меньше Татнефти и Башнефти.

Славнефть даже дешевле небольшой добывающей компании Удмуртнефть (6,5 млн. тонн добычи, но большие дивиденды), и сопоставима со своей дочкой Мегионнефтегазом.

В принципе по Татнефти и Башнефти драйверы роста были ожидаемы. Что же может разогнать Славнефть? Сделка по поглощению Роснефтью ТНК-ВР воскресают забытую всеми 10-ти летнюю историю. Акции можно купить дешевле чем Роман Абрамович, Виктор Вексельберг и Михаил Фридман в 2002 году! Как попытаться заработать на Славнефти и ее дочках? Как будет проходить возможный раздел или придется ждать еще 10 лет об этом в продолжении которое напишу вечером.