Запись №12. Уральские авиалинии и инвестиции в компании роста

24.11.2018, 11:10

На сектор авиаперевозок я впервые обратил внимание в начале 2009.

Сектор впал в жестокий кризис и целый ряд компаний “вылетели” с рынка.

Денис тогда предлагал, в своем блоге, всем обратить внимание на облигации авиакомпании “Сибирь”, которую правительство вскоре включило в список системообразующих.

Они шли в районе 40% от номинала.

Сначала они подрожали до 80%, потом упали, потом была реструктуризация и авиакомпания выплыла.

Повысили купон.

ОАО "Авиакомпания “Сибирь” (торговая марка S7) в четверг установило процентную ставку 4-го купона дебютных облигаций на 2,3 млрд рублей в размере 18% годовых , говорится в сообщении компании.
Решение, согласно уставу общества, было принято генеральным директором компании Владиславом Филевым.
Общий размер дохода, подлежащего выплате по 4-му купону, составит 206,425 млн рублей. На одну ценную бумагу планируется выплатить 89,75 рубля.
Выплата купонного дохода состоится 21 июля 2009 года.

И не смогли пройти оферту

30.06.2009 18:47] Финам

АВИАКОМПАНИЯ “СИБИРЬ” НЕ СМОЖЕТ ПРОЙТИ ОФЕРТУ ПО ДЕБЮТНОМУ ВЫПУСКУ ОБЛИГАЦИЙ

http://bonds.finam.ru/news/item/aviakompaniya-sibir-ne-smoghet-proiyti-ofertu-po-debyutnomu-vypusku-obligaciiy/

СМИ нагнетают, слабые инверторы бегут в разные стороны.

Как и предполагал “Ъ”, авиакомпания “Сибирь” объявила технический дефолт по оферте облигационного займа на 2,3 млрд руб. Но в ближайшее время компанию ждут новые проблемы с обслуживанием долга. На следующей неделе основные кредиторы “Сибири” Сбербанк и “Уралсиб” собираются потребовать от компании дополнительного обеспечения долгов на сумму более 9 млрд руб. Правительство готово помочь “Сибири”, являющейся второй по объему перевозок российской авиакомпанией, обеспечив ее госгарантиями. Но если компания не расплатится по долгам, государство взыщет их акциями.

Райффайзен предложил план реструктуризации.
Райффайзенбанк предложил держателям облигаций «Сибири» подписать соглашение о реструктуризации долга по облигациям авиакомпании. Схема предусматривает выплату 20% долга по оферте (около 2,2 млрд руб.) немедленно, 40% — в мае — августе 2009 г. и 40% — в мае — августе 2010 г., рассказал один из держателей. Ведомости

Более 40% держателей облигаций «Сибири» согласились помочь авиакомпании. Они приняли предложение авиаперевозчика об отсрочке погашения бумаг

Значит, забегая вперед, Сибирь все погасила. Со временем, ближе к погашению, бумаги подорожали до 100%.

Но за сектором стал следить.

Сразу бросалось в глаза его фрагментация.

В 2010, когда пыль кризиса улеглась стало вот так:

Красным отмечены авиакомпании “Ростеха”, которые он собирался объединить, а потом передумал и отдал Аэрофлоту за акции. У “Ростеха” до сих пор доля в Аэрофлоте.

Что бы вы в этот момент купили?

Аэрофлот был не дешев. P/E = 11

ЮТэйр и Трансаэро тоже.

Я помню покупал Аэрофлот в 2004 на 25000 рублей, это была одна из двух моих первых идей, основана на наивной гипотезе “все госкомпании растут и Аэрофлот еще вырастет”.

Вот примерно так было:

Но Аэрофлот уже обещал золотые горы.

Как и в наше время.

Они верили в рост рынка, то есть это был растущий сектор.

Вот архивный пост про это.
https://eve-finance.ru/t/perevozki-aeroflota-rastut-akczii-poka-net/502
Помню на семинарах рассказывал, что растущие компании сейчас это НоваТЭК, Магнит, Газпромнефть и Аэрофлот. На сам ничего из этого не покупал, так как любил больше M&A истории и очень или ОЧЕНЬ недооцененные активы.

Аэрофлот не рос какое-то время, несмотря на фантастические результаты - там выходил Лебедев и просто сдавал акции в рынок, как Oppengeimer в Магните.

На борде тогда было несколько авиакомпаний, в том числе Сибирь AVSI. Кстати, парни еще скупали аэропорты под приватизацию. Например самарский Курумоч дал +1000%. А кое-где с офертой кинули. И сейчас есть парочка крупных неприватизированных.

Но Сибирь и Аэропорты покупать не хотелось, а вот Уральские авиалинии показались мне крайне интересными, правда купить можно было лишь по $430 за акцию или 2 млрд. рублей на тот момент.

То есть с “$ за пассажира” она стоила очень дешево относительно аналогов.

Но самое главное 75% акций принадлежало…самой компании.

ООО “Крылья Урала” при этом постоянно докупали акции.

То есть я хотел бы купить, но средств свободных не было и дешево это одно, а были и другие сверхдешевые истории.

И значит в 2012 происходит событие.

Уральский авиасургутнефтегаз раскольцевался

https://eve-finance.ru/t/uralskij-aviasurgutneftegaz-raskolczevalsya/503
Компания просто не может столько стоить, «очевидно причинение убытков обществу такой сделкой», негодует директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Денис Спирин. По его словам, один из фондов Prosperity владеет 1,3% «Уральских авиалиний». И вся компания должна стоить порядка 6 млрд руб. — если брать мультипликаторы «Аэрофлота» и «Трансаэро». «Ситуация, когда контроль в компании аккумулируется “дочкой”, а потом продается гендиректору, представляет собой наихудшую практику корпоративного управления», — добавляет Спирин и не исключает иски к Скуратову о возмещении убытков.

У компании своя правда.

Сделка проведена с учетом независимой оценки, заявил Скуратов«Ведомостям», так что юридическая позиция «абсолютно чистая». А сама продажа акций понадобилась, чтобы избавиться от перекрестного владения, ведь это более прозрачная и понятная схема для инвесторов, добавляет топ-менеджер. По словам Скуратова, совет директоров «Уральских авиалиний» обсуждал несколько вариантов ухода от перекрестного владения (в том числе погашение квазиказначейских акций), но «наиболее целесообразным» выбрали покупку акций гендиректором.

Ранее эти 70% были распределены среди менеджмента, что видно в отчетах и потом все их добровольно “сдали”, чтобы защитится от поглощения. Тогда их хотел купить Аэрофлот.

То есть все вернулось.

Prosperity не долго возмущались и продали свои акции по цене Х основному акционеру. Как потом они сделали в ТГК-2.

Как мне говорил один парень, которых читал отчетность их фонда (а этот парень настоящий российский Баффетт, не то что мы), цена там была около 11000-12000 рублей.

Кстати, сектор Prosperity любил и у них было еще 5% Сибири и ЮТэйр.

Крылья Урала продолжили покупать акции плюс вышла оферта по 500 рублей.

Вот такой акционерный капитал:

В этот момент я увидел в стакане лот на продажу 473 акции по $60.

Звоню Денису, мы всю эту историю быстро обсуждаем, он в целом поддерживает рассуждения и перспективы и не торгуясь лот забираем.

Это было в сентябре 2013, как раз мы получили кэш от СЗРТ.
https://eve-finance.ru/t/zapis-9-tyanem-rezinu-ili-yunye-karly-ajkony/2673
Актив был растущий.

Нас это впечатлило.

Съездили на ГОСА несколько раз.
https://eve-finance.ru/t/gosa-uralskih-avialinij-2015/750
https://eve-finance.ru/t/gosa-uralskih-avialinij-2016/501
https://eve-finance.ru/t/gosa-uralskih-avialinij-i-krasnogo-oktyabrya-spb-2017/500
https://eve-finance.ru/t/gosa-uralskih-avialinij-2018/749
Прекрасный менеджмент. Все как у Баффетта.

Мы уже получили существенные дивиденды и докупали акции но уже существенно дороже, сейчас это раритет.

Трансформация рынка в 2015 помогла. Я и Аэрофлот покупал и бонды ЮТэйр, время было горячее.

В секторе и сейчас суровая конкуренция.

Как вы видите крупнейший авиаперевозчик это “другие”, так что есть за счет кого расти. Об этом мало говорят.

Все как в банках.

Плюс сам сектор растущий. 150 млн. пассажиров на горизонте 2023 будет достигнуто. Рассчитывал на это еще в 2013, когда было 75 млн.

Как уже писал ранее, Аэрофлот сейчас по мультипликаторам самый дешевый в мире, плюс обладает амбициозной программой роста бизнеса.

Причины падения трудно объяснить только нефтью. Ведь керосин потребляют все авиакомпании, а так упала только одна.

Рынок стал менее фрагментированным, продолжаю следить за сектором.

Мораль:

а) хорошие идеи это зачастую очень длинные истории, надо владеть долей в компании с прекрасным менеджментом. Все про что я писал, особенно хорошо проявляется в растущих компаниях и найти их может каждый сам, они на поверхности.

б) купить долю в хорошей компании можно в любой момент, а можно дождаться хороших цен. Это каждый сам решает. Уральские авиалинии я не покупал и до сих пор тот лот с 0,15% акций где-то существует. Вы пришли на рынок и имеете все возможности покупать только самое лучшее + диверсификация, никуда спешить не надо.

в) если уж купил доли, то надо владеть ей, а не переживать. Смотреть на бизнес компании, а не внешние факторы. В которых работает компания и конкуренты. Внебиржевые акции - это хорошая иллюстрация как не надо бежать за стадом на брексите, Трампе, томагавках и санкциях - никто не купит и обратно не продаст. Тут ты точно знаешь из чего складывается прибыль инвестора и это точно не рыночные колебания, это более честно в каком-то смысле.

г) инвестиции это риск. Мы, покупая долю компании рисковали наткнуться на плохое поведение мажоритария и принудительный выкуп и потерю 3/4 вложений (кто-то 1/4 не может вытерпеть). По факту менеджмент и акционер оказались людьми справедливыми, за что их очень уважаю. Например “космонавт” Филев оказался жадным и дешево отжал акции у миноров. Без риска не заработать, а кто думает. что на рынке все так легко и просто и калькулятора достаточно - это заблуждение. Нужен оправданный риск, на который приходятся регулярно идти, так как это часть процесса инвестирования. И надо понимать что ты рискуешь и чем рискуешь. Для этого нужна смелость. Когда лучшие активы поступают в продажу их надо хватать. Легко написать, трудно сделать, но все же.

д) покупка компаний роста это всегда трудный шаг для стоимостного инвестора - они редко бывают очень дешевыми по мультипликаторам, но бывают, как например Аэрофлот. Считаю это направление инвестирования не раскрыто на нашем рынке. Зато потенциально это очень комфортно вне зависимости от поведения рынка - ты владеешь бизнесом который все время расширяется и растет, и при этом стоит не дорого (Полюс, КТК, МКБ, Магнит и т.д.).