Запись №6. Порт-Ройяль и крепкие парни

15.11.2018, 16:19

Еще одна архивная история которая многое объясняет в моей стратегии.

В истории про осень 2011 я рассказывал как купил в октябре на обвале НЛМК по 59 рублей.

Почему НЛМК? Потому что это был лучший актив на тот момент.

Я спросил всех кого только мог из тех кто занимался рынком, “что вы думаете о перспективах?”, все, абсолютно все сказали, “он скорее всего упадет”.

О, это был лучший сигнал.

Мой текст того времени:

В четверг и пятницу фонды нанесли сильнейший удар по сектору черной металлургии. Два дня бумаги падали по 10-12%. А если учесть обвальное снижение с января? В пятницу в бумагах прошли рекордные за всю историю торгов обороты.

Со своих январских пиков акции упали очень сильно, с тем учетом, что ММК и НЛМК смогли в 2011 обновить исторические максимумы.

Северсталь -47%

НЛМК -58%

ММК -70% (!!!)

Мечел -65%

EVRAZ -65%

Что же такое случилось? Действительно металлурги как циклические компании могли пострадать от кризиса, да и память инвесторов заставляла быстро продавать, ведь в 2008 акции рухнули в 7-10 раз. Однако кризис пока только в еврозоне и выкуп проблемных облигаций у банков, этакий план спасения может все исправить, хотя я по-прежнему за дефолт Греции, а не за ее мучительное спасение.

Гендиректор крупнейшей в мире сталелитейной компании ArcelorMittal Лакшми Миттал в ходе презентации в пятницу заявил, что портфель заказовкомпании пока не демонстрирует ухудшения ситуации с реальным спросом. Вместе с тем Миттал отметил, что цены на сталь стабильны на большинстве рынков и растут в США.

«Признаков рецессии нет, но снижение [темпов экономического роста] очевидно», — заметил Миттал. «Когда я говорю с клиентами, они проявляют все больше осторожности» из-за возросшей в последнее время неопределенности. В то же время Миттал заметил, что «текущие условия устойчивы, и мы нашли возможным повысить цены в последние несколько недель [в США], что не было бы возможным, если бы не [благоприятная] ситуация со спросом».

Читайте далее:

http://www.vedomosti.ru/companies/news/1374083/gendirektor_arcelormittal_priznakov_recessii_net_no_padenie#ixzz1Z8ohf3XN

Будет ли крах металлургов еще в 2 раза? Все зависит от того не расползется ли финансовый кризис из Греции в другие страны. Отчетности за третий квартал уже скоро, они могут показать, что реалии гораздо лучше ожиданий. 29 сентября Северсталь и Распадская устраивают большие презентации для инвесторов.

Акции немного просели и пошли вверх.

По ликвидному счету вот такая таблица.

Так вот выдержать такое движение вверх было очень сложно.

Это требовало неимоверных психологических усилий.

Хотел написать, что примерно как в Распадской сейчас, но после подвоха с КТК это уже неактуальный пример.

Продать хотелось жутко, по 65, по 70, по 75 уже было просто невыносимая боль, все горело, я продал чуток и сразу стало легче.

Внешний фон был очень пугающий.

Перед ноябрьскими праздниками я все распродал по 85 и вышел в кэш, потом вывел 1 млн. Чтобы как-то стало полегче.

Для нервной системаы, это было серьезное испытание.

Далее все припало и уже на изменении индекса MSCI Russia была история с байбэком в Распадской. С тех пор слежу за индексом, хотя раньше это было не можно.

Но 2011 начинался совершенно иначе.

Все было дорого, и все были оптимистичны.

Я написал вот такой пост, что будет обвал.
https://eve-finance.ru/t/analitiki-opyat-izluchayut-optimizm-chitat-vsem/2637

Мы с другом Денисом примерно одинаково оценивали перспективы рынка. Только я еще думал зашортить Сбербанк или ГМК. В целом почти ничего это не дало.
https://eve-finance.ru/t/sberbank-krysha-mira-vozvrashhaetsya/2636

Но в целом концепция была такая - в рыночные игры не играть - спокойно участвуем в приватизации.

Я увидел новости в Интерфаксе в конце 2010, что в начале 2011 на аукционы выставляют целую кипу госпакетов акций в портах и пароходствах.

Денег у меня было немного, я летом 2010 почти все вывел с рынка и купил квартиру.

В целом вся идея, как всегда, были выложена в открытый доступ.

Перебрал ВСЕ российские порты и пароходства и выделил самые а) интересные, б) дешевые по мультипликаторам), в) которые можно купить.

И во всем этом мы поучаствовали.
https://eve-finance.ru/t/transportnye-magnaty-kak-sozdat-transportnyj-holding-s-nulya-i-pochemu-vlozheniya-v-porty-i-parohodstva-vygodny/387
Значит первая история это Северо-Западное пароходство.

Сразу +500%.
https://eve-finance.ru/t/vladimir-lisin-kupil-severo-zapadnoe-parohodstvo/824

Публика сначала не поняла с чего там 4 планки подряд, стали писать про кукла.

И даже что это я разогнал акции!!!

Далее первый аукцион по Енисейскому Речному пароходству (потом было еще два, о них напишу), вроде по 7000 за бумагу.

У меня было совсем немного ЕРП, акции сначала выросли до 5000, потом упали.

Третья история, Мурманский Морской Торговый порт. У меня было 10 акций по 24000 рублей.

В порт зашли структуры Мельниченко и я потом, в 2012, продал по 52000, не стал относить на оферту, уже не помню почему.

Думаем, кто же дальше?

В порту Ванино продавался сразу контрольный пакет.

То есть если бы в СЗП 25% купил бы сторонний игрок, то оферты бы не было, там нам очень важно было чтобы победил Лисин.

А вот в порту Ванино, кто бы ни купил, все равно будет оферта.

Но было одно но!

Так как закон об АО у нас соблюдают как попало, и заставить выставлять обязательную оферту никто не мог и не может, то в Ванино смущал один известный миноритарий…

Проанализировал всю корпоративную биографию Олега Дерипаски и пришел к выводу, что он ни разу нигде не выставлял оферту и вообще не любит платить дивиденды.

А порт этот РУСАЛ использовал для импорта глинозема из Австралии. Его менеджмент был во главе предприятия.

В борде висел офер по $250 на 20 бумаг.

Значит мы его забрали. Пошли на риск.

Потом появился второй уже на 97 бумаг.

Стартовая цена аукциона была уже известна и это было примерно $400 за акцию.

Мы забрали и второй офер.

Брокер который мне покупал бумагу, сказал что контрагент “скинул это д… с большим удовольствием!!!”.

$250 за акцию это 1 млрд. рублей за порт.

19 мая 2011 был аукцион и он был сенсационным.
https://eve-finance.ru/t/port-vanino-port-rojyal-sovremennosti/386

Уже заранее было известно что участвовать в аукционе будут многие угольщики: СУЭК, СДС-уголь (Прокопьевскуголь + энергетический уголь Белона), Сибуглемет. Пришел зачем-то даже UCL Владимира Лисина, купивший порты и пароходства на Западе, а также Геннадий Тимченко. Конечно же были структуры Олега Дерипаски.

Потом началась какая-то фантастика.

Все подымали таблички и цена поднялась до $1000.

Я не выдержал и продал свою половину по $1000.

Далее аукцион продолжился до $5000!!!

До последнего торговался СДС-Уголь и “Сэлтехстрой” который и сорвал аукцион.

Мораль.

Вы думаете я поступил верно не дождавшись итогов аукциона?

Денису я говорил, что надо ловить жирную синицу, а он мне резонно отвечал, что на порт большой спрос и не надо суетиться, а надо ждать второго аукциона.

Почти всю прибыль я сразу же вывел.

Через год Мечел на таком же бурном аукционе купил порт за $7000 за акцию!!! И потом выкупил их.


https://eve-finance.ru/t/port-vanino-port-royal-2/388

Мечел-Транс на аукционе 7 декабря 2012 предложил невообразимо высокую цену - 15,5 млрд. рублей за 55% уставного капитала порта Ванино или 208 900 рублей за акцию.

Другие претенденты, в т.ч. и фавориты дали меньше: En+ предложил 10,6 млрд. (перебив значение предыдущего аукциона), а Лисин дал лишь 5,6 млрд.

Исторический комментарий от En+

«Мы поздравляем победителей и ждем оферту, которую по закону должен будет сделать победитель аукциона миноритарным акционерам порта»,— прокомментировал итоги торгов представитель En+

И Мечел купил долю у En+!
https://eve-finance.ru/t/mechel-kupil-dolyu-en-v-portu-vanino/2638

А мы поехали на следующий год на ГОСА.
https://eve-finance.ru/t/denpanas-i-elvis-na-krayu-zemli-v-rossijskom-port-rojyale-gosa-vanino-2013/391

Префы еще покупал и продал.

Поэтому когда кто-то купив допустим Распадскую и она падает спрашивает “караул, ято делать, а где же стоп-лосс”, то это явно что-то из дейтрейдинга.

Крепкий парень (с моей точки зрения) должен владеть долей пока актуальна идея, а если нет идеи, то и держать не нужно.

Кстати, Мечел теперь возит через порт свой уголь.